Фрагмент для ознакомления
2
Управление рисками образовательной организации
Рассмотрим проект внедрения курсов дополнительного образования на
базе образовательного учреждения МБОУ «СОШ № 31» г. Тула. Проект
подразумевает введение платных курсов для подготовки к ЕГЭ по некоторым
предметам.
Для реализации проекта потребуется:
1. Закупка оборудования и обучающихся программ на сумму
64000руб.
2. Выделение дополнительных оплачиваемых часов педагогов на
сумму 27 000 руб. в месяц.
Годовой доход от проведения курсов может составить до 370 тыс. руб.
Итоговая прибыль в первый год за вычетом капиталовложения 26 000 руб. Во
второй и последующие годы 90 000 руб.
Итак, для оценки хозяйственных рисков в МБОУ «СОШ № 31» был
использован метод экспертных оценок, где большое внимание уделялось
подбору экспертов, так как именно от правильности их оценок зависит
решение о выборе того или иного предпринимательского проекта. В оценке
риска приняли участие три эксперта – педагоги МБОУ «СОШ № 31».
Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставлялся перечень
первичных рисков, и им предлагалось оценить вероятность их наступления,
руководствуясь следующей системой оценок: - 0 – риск рассматривается как
несущественный; - 25 – риск, скорее всего, не реализуется; - 50 – о
наступлении события ничего определенного сказать нельзя; - 75 – риск,
скорее всего, проявится; - 100 – риск наверняка реализуется. Оценки
экспертов подвергались анализу на их непротиворечивость согласно
принятой методике. Три оценки сведены в среднюю, которая используется в
дальнейших расчетах (см. графу 5 таблицы 1).
2
Для получения оценки объединенных рисков использовалась
процедура взвешивания, для которой необходимо определить веса, с
которыми каждый простой риск входит в общий риск проекта. Результаты
анкетного опроса обобщены в таблице 1, в которой показано количество
экспертов, оценивших риск соответствующим образом.
Таблица 1 – Оценка рисков методом экспертных оценок.
Факторы риска Экс
пер
т
1
Экс
пер
т
2
Экс
пер
т
3
Сре
д
няя,
Vi
При-
оритет,
Pi
Wi Pi,
%
1 2 3 4 5 6 7 8
Стадия подготовки проекта 1,67
Сложность утверждения платного
вида деятельности в бюджетном
учреждении
0 0 0 0 3 0,01 0,00
Несоответствие программ
обучения
25 0 25 17 1 0,1 1,67
Недостаток обучающихся 0 0 0 0 3 0,01 0,00
Стадия развития проекта 9,83
Нехватка оборудования 0 25 25 17 1 0,1 1,67
Низкий спрос 50 50 75 58 1 0,1 5,83
Избыточный спрос 25 0 25 17 1 0,1 1,67
Нехватка часов преподавателей 25 50 25 33 3 0,01 0,33
Реорганизация помещений 25 25 0 17 3 0,01 0,17
Недостаток информированности 0 0 0 0 2 0,05
5
0,00
Недостоверность промежуточных
результатов оценки
эффективности
25 25 0 17 3 0,01 0,17
Риски функционирования проекта 10,2
9
Экономическая деятельность 6,25
Неустойчивость спроса 25 25 50 33 3 0,01 0,33
Появление альтернативного
продукта
(конкурента)
25 25 50 33 3 0,01 0,33
3
Снижение цен конкурентами 25 25 25 25 3 0,01 0,25
Увеличение числа конкурентов 25 0 0 8 3 0,01 0,08
Сворачивание деятельности 50 50 50 50 3 0,01 0,50
Неплатежеспособность
потребителей
0 0 25 8 1 0,1 0,83
Рост цен на оплату труда 50 50 25 42 3 0,01 0,42
Зависимость от поставщиков 25 0 25 17 3 0,01 0,17
Недостаток оборотных средств 25 25 50 33 1 0,1 3,33
Социальная деятельность 2,46
Трудности с набором педагогов 0 0 25 8 3 0,01 0,08
Угроза увольнений 25 25 0 17 1 0,1 1,67
Отношение комитета по
образованию
25 25 0 17 3 0,01 0,17
Недостаточный уровень
заработной платы
0 25 0 8 2 0,05
5
0,46
Квалификация кадров 0 0 25 8 3 0,01 0,08
Техническая деятельность 1,33
Сложности с поставкой
оборудования
25 0 25 17 3 0,01 0,17
Новизна технологии 0 25 25 17 3 0,01 0,17
Недостаточная надежность
технологии
0 25 25 17 2 0,05
5
0,92
Измените образовательных
программ
0 25 0 8 3 0,01 0,08
Психолого-педагогическая деятельность 0,25
Избыточная нагрузка на педагога 0 25 25 17 3 0,01 0,17
Избыточная нагрузка на учащихся 0 25 0 8 3 0,01 0,08
На стадии развития проекта риск наиболее высокий – 9,25%. Среди
наиболее значимых факторов: несоответствие программ обучения и низкий
спрос по причине высокой конкуренции с частными курсами подготовки
учащихся, а также репетиторов.
Риски функционирования выше чем риски подготовки и составляют
10,29%. Наиболее значимые из них: экономические и технические. Может
4
сказаться нехватка оборотных средств у учреждения, а перезагрузка
педагогов может вызвать увольнения и отказы от работы.
Рассмотрим альтернативный вариант оценки рисков посредствам
SWOT – анализа, в котором будут оцениваться не только прямые риски, но и
возможности проекта (Таблица 2).
Таблица 2 – Оценка рисков по методу SWOT
№
п/п Факторы внешней среды
Вероятн
ость
появлен
ия
Знач
имос
ть
Характе
р
влияния
Ранг
Перспективы
1
Повышение результатов
обучающихся на результатах ЕГЭ
и ОГЭ
1,0 8 +1 8,0
2 Увеличение количества золотых
медалей и оценок выпуска 1,0 7 +1 7,0
3 Участие в олимпиадах 1,0 5 +1 5,0
4 Повышение удовлетворенности
обучающихся результатами 0,7 7 +1 4,9
5 Рост имиджа школы 0,6 8 +1 4,8
6 Рост доходов преподавателей по
средним показателям 0,8 5 +1 4,0
7 Привлечение обучающихся из
других школ 1,0 4 +1 4,0
8
Привлечение дополнительного
финансирования за счет роста
имиджа школы
0,3 8 +1 2,4
Риски
1 Подготовка проекта 1,67 10 -1 -8,0
2 Развитие проекта 9,83 7 -1 -5,6
3 Риски функционирования проекта 10,29 8 -1 -5,6
4 Экономическая деятельность 6,25 8 -1 -3,2
5 Социальная деятельность 2,46 10 -1 -2,0
6 Техническая деятельность 1,33 4 -1 -2,0
7 Психолого-педагогическая
деятельность 0,25 4 -1 -2,0
Итого 5,9
В результате проведенного SWOT-анализа рисков разработки
образовательного проекта на базе МБОУ «СОШ № 31» были получены