Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Контрольная работа №1 3
1. Сводное финансовое планирование и прогнозирование 3
2. Бюджетное планирование налоговых и неналоговых доходов 5
Список литературы 12
Контрольная работа №2 13
1. Социально-экономическое программирование 13
2. Прогнозирование и программирование в кризисных ситуациях 16
Список литературы 20
Контрольная работа №3 21
1. Финансовая политика и ее основные виды 21
2. Финансовая политика на макро- и микро- уровнях 23
Список литературы 29
Контрольная работа №4 31
1. Казначейская система исполнения бюджетов и ее характеристика 31
2. Планирование и прогнозирование исполнения бюджета органами казначейства 35
Список литературы 39
Контрольная работа №5 40
1. Центральные банки и их функции 40
2. Методы планирования и денежно-кредитного регулирования ЦБ 43
Список литературы 48
Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа №1
1. Сводное финансовое планирование и прогнозирование
Особое место при формировании государственной финансовой и социально-экономической политики имеет сводное финансовое планирование и прогнозирование, основным объектом которого являются, прежде всего, бюджеты. Сводное государственное финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления .
В систему сводных государственных финансовых планов и прогнозов входят:
1) перспективные финансовые планы;
2) сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления.
Перспективное финансовое планирование и прогнозирование осуществляется на всех уровнях власти в целях: обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики; прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий; прогнозирования финансовых последствий реформ, программ; определения возможности реализации различных мер в области финансов.
Перспективный финансовый план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства.
Основные разделы и показатели государственного бюджета Российской Федерации, порядок его разработки и утверждения закреплены законодательно в Бюджетном кодексе РФ. В целом, сводный баланс денежных доходов и расходов государства представляет собой финансовое обоснование и обобщенное выражение финансовой программы развития экономики, повышения уровня жизни населения и укрепления обороноспособности страны по источникам ресурсов и их целевому использованию .
Роль бюджетного планирования в нашей стране значительна, поскольку оно неразрывно связано с текущими и перспективными проблемами состояния общества. Планирование и прогнозирование бюджетов регионов России позволяет контролировать уровень межрегиональной социально-экономической дифференциации. Государство с помощью инструментов бюджетного прогнозирования выявляет неблагополучные регионы, а с помощью бюджетного планирования – перераспределяет ограниченные финансовые ресурсы в пользу проблемных регионов с целью их дополнительной поддержки. Бюджетное прогнозирование и планирование призвано найти оптимальный выход между поддержкой населения проблемных регионов и развитием передовых отраслей экономики в развитых регионах.
Таким образом, бюджетное планирование – это инструмент реализации государственной политики, составная часть финансового планирования и прогнозирование, осуществляемая на макроуровне. Составление бюджетного прогноза – база для бюджетного планирования. Главной целью бюджетного планирования и прогнозирования является эффективное обеспечение финансовыми ресурсами важнейших сфер экономической деятельности, обеспечение пропорций и эффективного развития экономики страны. В связи с этим бюджетное планирование и прогнозирование играет важную роль в реализации социально-экономической политики страны.
2. Бюджетное планирование налоговых и неналоговых доходов
Высокие темпы социально-экономического развития территорий и страны в целом невозможны без эффективной государственной политики, в рамках которой формируются стратегические цели развития, механизмы их достижения и сферы реализации. Особенности ее осуществления проявляются в необходимости учета экономических интересов населения страны, в направленности решения проблем, имеющих общенациональный характер, использовании многообразных инструментов и средств влияния на хозяйствующие субъекты.
Реализация социально-экономической политики страны предопределяет наличие у государственных органов власти, разрабатывающих и реализующих ее, финансовых средств, аккумулирующихся в бюджете страны.
От степени самодостаточности бюджета и состояния его доходной базы зависят приоритеты реализуемой политики, определение направлений расходования бюджетных средств. В связи с этим планирование бюджета государства имеет первостепенное значение в обеспечении реализации социально-экономической политики страны.
Бюджетное планирование входит в состав государственного финансового планирования и прогнозирования, осуществляемого на макроуровне (рис. 1).
Заметим, что зависимость бюджетного планирования от государственного предопределяет его подотчетность требованиям финансовой политики государства.
Рисунок 1 - . Место бюджетного планирования и прогнозирования в системе финансового планирования и прогнозирования
В соответствии с этим его экономический смысл состоит в централизованном распределении и перераспределении ВВП и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственного плана социально-экономического развития страны . Ученые и исследователи, изучая сущность бюджетного планирования и прогнозирования, разводят данные понятия на отдельные категории и по-разному их трактуют. Это обусловлено различиями в понятиях «прогноз» и «планирование», заключающееся в том, что прогноз представляет собой вероятное описание возможного или желательного в будущем состояния той или иной системы, а план включает в себя конкретные мероприятия по достижению его возможного или желательного состоянии в будущем. Прогнозирование, как правило, предшествует плану, являясь базой для бюджетного планирования.
Бюджетное планирование является важнейшим звеном в управлении финансовой системой страны. Его основополагающая цель – достижение таких пропорций в распределении ВВП между отраслями экономики, территориальными образованиями, что обеспечиваются финансовыми ресурсами все приоритетные сферы экономической деятельности. Бюджетное прогнозирование представляет собой научно обоснованное предположение об источниках доходов и направлениях расходов в будущем, путях и сроках их формирования .
В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных задач, объективных и субъективных факторов. При этом непрерывность прогнозирования бюджета обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных. Таким образом, с помощью планирования бюджетов проводится единая экономическая политика на территории всей страны.
Планирование налоговых и неналоговых доходов традиционно рассматривается как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. При планировании налоговых и неналоговых доходов на макроэкономическом уровне в качестве субъекта выступают государственные или муниципальные органы в лице их уполномоченных ведомств и структур.
Планирование налоговых и неналоговых доходов на макроэкономическом уровне служит основой для составления бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Планирование доходов оказывает существенное влияние на повышение темпов экономического роста .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 16.04.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.
2. Абдуллабекова А.М., Джафарова Н.Г. Влияние планирования налоговых доходов на экономический рост // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. - №9-1. – С.5-8.
3. Бирюкова И.Б., Осипова А.И. Налоговое планирование на макроуровне // Экономика и общество. – 2020. – С. 132-135.
4. Гофф А.А., Урман Н.А. Бюджетное планирование – составная часть бюджетного процесса // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования: сборник статей. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2020. – С.75-77.
5. Жикина В.В., Харламова Е.Е. Роль финансового планирования и прогнозирования в управлении региональными финансами // NovaInfo. – 2022. - №130. – С.38-40.
6. Кутаева Р.А., Шахбанова А.М. Финансовое планирование и финансовый контроль в государственном секторе экономики // Вопросы структуризации экономики. – 2020. - №1. – С.28-30.
7. Самсонов Е.А. Налоговые поступления в бюджет: планирование и прогнозирование перспектив роста // Экономика и предпринимательство. – 2020. – №8. – С.223-228.
8. Храмченко А.А., Пономаренко А.В., Тараненко Д.В. Роль государственного бюджета в управлении экономикой России // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. - №36. – С.256-260.
Список литературы
1. Афанасьева Л.В. Характеристика этапов разработки комплексных целевых программ // Аллея науки. – 2021. – Т.2. - №6. – С.395-397.
2. Илаева З.М. Социально-экономическое развитие региона через инструменты целевого программирования // Финансовая экономика. – 2018. - №6. – С.1716-1718.
3. Медюха Е.В., Ковалева Н.А., Трухачева В.М. Оценка финансовой эффективности государственных целевых программ // Вектор экономики. – 2019. - №11. – С.84-86.
4. Полянин А.В., Долгова С.А., Голикова Ю.Б., Данилова Н.Е. Антикризисное управление экономикой в форс-мажорных обстоятельствах // Менеджмент в России и за рубежом. – 2021. - №1. – С.29-37.
5. Тебекин А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. К вопросу о реализации национальных антикризисных программ // Эпомен. – 2020. - №46. – МС.76-97.
Список литературы
4. Губернаторова Н.Н., Власова А.А., Мусорина А.А. Роль финансовой политики в современном государстве // World science: problems and innovations: Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и просвещение, 2018. – С.228-231.
5. Белокрылов К.А., Белокрылова О.С. Микроэкономика: Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 496с.
6. Губернаторова Н.Н., Власова А.А., Мусорина А.А. Роль финансовой политики в современном государстве // World science: problems and innovations: Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и просвещение, 2018. – С.228-231.
7. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров. Микро- и макроуровень: учебное пособие. – М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2017. – 440с.,
8. Казова З.М., Дышекова А.А. Условия реализации финансовой политики государства // Российский экономический интернет-журнал. – 2018. - №1. – С.19-22.
9. Карманов И.А. Цели, понятия, сущность финансовой политики предприятия // Молодежь и XXI века – 2021: материалы XI Междун. молодежной научной конференции. – Курск: ЮЗГУ, 2021. – С.192-196.
10. Кустова А.С. Основные аспекты финансовой политики организации // Наука: общество, экономика, право. – 2020. - №1. – С.92-97.
11. Чигарев Г.Г. К вопросу о сущности, содержании и формировании финансовой политики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. – 2019. - №2. – С.77-84.
12. Шайханова Н.К., Шолпанбаева К.Ж., Белоусова Л.И. Теоретические и практические аспекты финансовой политики // Статистика, учен и аудит. – 2021. - №1. – С.225-229.
Список литературы
1. Пилюгина П.М., Арцибашев Ю.Л. Казначейская система исполнения бюджетов // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2020. - №13. – С.141-145.
2. О Концепции функционирования единого счета Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов и средств федерального бюджета: письмо Банка России от 28.02.2000 №55-Т.
3. Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://roskazna.ru.
4. Охрина М.В. Организация бюджетного процесса и система бюджетных процедур // E-Scio. – 2019. - №12. – С.270-278.
5. Пилюгина П.М., Арцибашев Ю.Л. Казначейская система исполнения бюджетов // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2020. - №13. – С.141-145.
6. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 №2593-р «Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года».
7. Текеев М.Р. Вопросы оптимизации казначейского сопровождения государственных контрактов // Московский экономический журнал. – 2019. – №6. – С. 37-39.
8. Цакаев А.Х., Рассуханов У.А-А. Казначейское обслуживание бюджетов бюджетной системы и надзора деятельности бюджетных учреждений: централизация полномочий // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. – 2020. – Т.37. - №1. – С.44-52.
Список литературы
1. Гулян К.Д. Роль процентной политики Банка России как важнейшего инструмента денежно-кредитного регулирования в современных условиях // Актуальные проблемы экономико-правового развития России и регионов: сборник научных трудов Межвузовской науч.-практ. конференции. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2019. – С.538-541.
2. Малунцев А. Банк России как регулятор денежного обращения // Финансовое право. – 2019. - №4. – С.46-48.
3. Мотовилов О.В., Белозеров С.А. Банковское дело: Учебник. – М.: Проспект, 2016. – 408с.
4. Ровенский Ю.А., Русанов Ю.Ю., Бунич Г.А. Деньги, кредит, банки: Учебник. – М.: Оригинал-макет, 2016. – 320с.
5. Шурдумова Э.Г., Гедуев Э.М. Направления развития денежно-кредитного регулирования в РФ // Вектор экономики. – 2019. - №3. – С.69-72.