Фрагмент для ознакомления
2
Отражение истории в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
В автобиографической книге «Охранная грамота» Б. Пастернак писал, что уже в начале творческого пути «отказался от романтической манеры». Поэт стремился выработать собственный стиль, отражающий его стремление к простоте, и современники не преминули это заметить.
Работу над романом «Доктор Живаго» Пастернак начал в 1946 г., а завершил зимой 1955–1956 гг. [4, 19]
Представленная в журнал «Новый мир» рукопись была отклонена редакцией. В нарушение всех правил и традиций отказ редакции, подписанный известными писателями Б. Лавреневым, К. Фединым и К. Симоновым, был опубликован в самом журнале (а роман, о котором ведется в нем речь – нет). В этой разгромной публикации говорилось: «Дух Вашего романа – дух неприятия социалистической революции» [5, 144].
Говоря о том, как отражается в этом романе реальная история России, мы можем сказать, что она пронизывает всю ткань повествования. При этом нельзя сказать, что роман посвящен сугубо историческим событиям и их осмыслению. Очевидно, что для автора гораздо важнее внутренний мир и терзания отдельных персонажей, а слом эпохи является только вешней силой, подталкивающей их к определенным решениям.
Тем не менее, мы видим, что роман был воспринят современниками именно как жесткая критика социализма. Почему так произошло?
В «Докторе Живаго» Пастернак помещает своих выдуманных персонажей во вполне конкретное историческое время. «Начинается роман событиями 1903 года, дальше упоминаются события Русско-японской войны. Часть действия романа происходит во время революции 1905 года; в частности, более подробно описаны московские события декабря 1905 года. Затрагиваются времена НЭПа. Пастернак обращается к событиям, свидетелем которых не был сам, и в эти моменты привлекает материалы воспоминаний современников. В итоге сюжет достигает 1948 или 1953 года, ближе к завершению романа хронологические рамки теряют свою четкость [3].
«Доктор Живаго» – это вовсе не роман в традиционном понимании, это раскрытие мира и личности через лирический монолог, хотя этот монолог и дается в третьем лице, это пропускание русской истории и русской жизни через призму восприятия богатой и сложной личности, ибо только личность, осмысливая действительность, придает ей цену, и бездушная бессмыслица фактов обретает смысл…», – пишет эмигрантский критик Юрий Мальцев.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Воздвиженский В. Проза духовного опыта. Обсуждаем роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» // Вопросы литературы [Электронный ресурс] URL: https://voplit.ru/article/proza-duhovnogo-opyta/ Дата обращения 18.06.2022.
2. Игошева Т.В., Петрова Г.В. Обзоры и рецензии. Пастернаки: новый формат // Русская литература [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34067774 Дата обращения 18.06.2022.
3. Кун А. Из «Воспоминаний о Б. Л. Пастернаке» // Новое литературное обозрение [Электронный ресурс] URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2020/5/iz-vospominanij-o-b-l-pasternake.html Дата обращения 18.06.2022.
4. Куцаенко Д.О. Интерпретации концепта истории в романе «Доктор Живаго» Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, № 1, 2011, с. 18-21.
5. Ланин Б.А. Родовая травма «Доктора Живаго» Проблемы современного образования, № 2, 2014, с. 143-150.