Фрагмент для ознакомления
2
Задание:
1. Дайте характеристику каждой из представленных в таблице педагогических технологий: особенности организации учебного процесса; функции учителя при реализации данной технологии; методы, приемы, средства, применяемые в данной технологии.
2. Соотнесите педагогические технологии с основными этапами возрастной периодизации, проанализируйте эффективность применения на практике той или иной технологии. В анализе должны быть представлены как специфика каждой конкретной технологии, так и особенности возраста, объясняющие эффективность применения той или иной технологии именно на этом возрастном этапе.
1. Репродуктивные технологии
Данная технология направлена на передачу знаний, умений, а также навыков. Она обеспечивает усвоение учениками содержания обучения, осуществление проверки и оценки его качества именно на репродуктивном уровне.
Сущность рассматриваемых технологий заключается в обучении по следующей схеме: изучение нового – затем его закрепление – проведение контроля – оценка. Кроме этого, в основе данной технологии заложена образовательная парадигма, в соответствии с которой определить можно достаточный для успешной жизнедеятельности объем знаний и этот объем передавать ученику. Основными методами обучения, которые лежат в основе репродуктивной технологии, являются объяснение в сочетании его с наглядностью. При этом ведущие виды деятельности учеников выступает слушание и запоминание. Основное требование, а также основной критерий эффективности в рамках рассматриваемой технологии заключается в безошибочном воспроизведение изученного материала. Ученику отведены именно исполнительские функции репродуктивного характера. В свою очередь действия учителя напрямую связаны с объяснением, а также показом действий, наконец, последующей оценкой их выполнения учениками и корректировкой.
В качестве преимуществ этой технология можно назвать экономичность. Также она ученикам облегчает понимание сложного материала, способствует достаточно эффективному управление образовательно-воспитательным процессом в целом. В эту технологию весьма органично вписываются разного рода новые способы изложения знаний. Однако репродуктивная технология имеет и некоторые недостатки: она располагает относительно незначительными возможностями как индивидуализации, так и дифференциации учебного процесса, недостаточно развивает мыслительный потенциал учеников.
Младший школьный возраст
В данном возрасте у детей закладываются основы знаний по основным учебным областям. Закладывается своего рода «фундамент» знаний для дальнейшего развития. По своему характеру цели традиционного обучения представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков.
Также для учеников начальной школы очень значим пример взрослого (учителя). Он является образцом для действий. Дети к нему прислушиваются и стараются выполнять все, что требует учитель.
В этот возрастной период необходимо приучать младших школьников к распорядку, выполнению основных нравственных норм. Поэтому репродуктивные технологии в начальной школе обязательно должны использоваться.
Подростковый возраст
В этом возрасте ярко прослеживается
стремление учеников к самоутверждению, самостоятельности, признанию. Они достаточно активны, однако у них нередко отсутствует инициатива. Также в этом возрасте часто нет навыков самоорганизации. У учеников эмоции неустойчивые, могут возникать различные конфликтны. Подростки стремятся быть как все. В их коллективе прослеживается четкое разделение на группы именно по половому признаку. Поэтому применение репродуктивных технологий обосновано, но они должны сочетаться с другими педагогическим технологиями.
Старший школьный возраст
Имеет место стремление школьников к взрослости, к самоутверждению во взрослой позиции. Ученики нетерпимы, прямолинейны, в том числе к тем, кто не разделяют с ними одной позиции. Они любят спорить, для них мнение коллектива менее важно, нет особого стремления к получению оценки их деятельности непосредственно со стороны взрослых. В связи с этим репродуктивные технологии в старшей школе должны использоваться по мере необходимости.
2. Технология развития критического мышления
Развитие критического мышления – это, в первую очередь, соотнесение своих знаний с непосредственным опытом и их сравнение также с другими источниками. Критическое мышление имеет несколько параметров:
1) полученная информация – это только начальный пункт критического мышления, однако вовсе не конечный;
2) начало критического мышления характеризуется именно постановкой вопросов, а также выяснением проблем, которые следует решить;
3) практически всегда критическое мышление стремится к нахождению убедительных аргументов;
4) критическое мышление – это социальный вид мышления.
Рассматриваемая технология в первую очередь формирует основные мыслительные навыки индивида в открытом информационном пространстве, а также она учит применять данные навыки на практике. При этом чтение и письмо выступают в качестве главных процессов, при помощи которых человек получает и передает информацию. Практически все методы развития критического мышления базируются на вдумчивом продуктивном чтении, в процессе которого индивид учится подвергать анализу и осуществлять ранжирование всей полученной им информации. В этом случае в понятие «текст» включаются и письменные записи, и речь педагога, и видеоматериалы.
Технология развития критического мышления включает в себя три этапов: стадия вызова, смысловая стадия, а также стадия рефлексии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. – М.: Народное образование, 2005.
2. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-х книгах. - Челябинск, ЧГПУ, 2012.
3. Кукушин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с.
4. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.