Фрагмент для ознакомления
2
Беседа как метод обучения диалогической речи
План:
1.Воспитательно-образовательное значение беседы, ее место среди других методов работы.
Ответ:
Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определённую тему. В детском саду в основном используются беседы воспроизводящие и обобщающего характера (общепедагогическая классификация). Беседа используется для того, чтобы привести знания детей в систему, она ведёт их к правильным и ясным выводам.
Темы бесед намечаются в соответствии с программой ознакомления с окружающим. В практике детских садов широко проводятся беседы о труде людей, о транспорте, о природе («Кто работает в детском саду», «8 марта», «О зимующих птицах»), реже о повседневной жизни детей: «Наши игры», «Как мы дежурим», «О нашем детском саде», «О семье», «О пище и её приготовлении» и др., имеющиеся в воспитательном процессе немалое значение. Они очень интересны для детей, проходят при максимальной активности, так как темы их одинаково близки всем. Беседы сплачивают коллектив, повышают интерес друг к другу, потому что детям приходится говорить о своих вкусах, о своих умениях. В этих беседах воспитатель может повлиять на поведение детей: дать задание, в соответствующей ситуации привести пример из их жизни и т.д.
В беседе очень легко обнаружить ошибки в речи детей, неправильные представления. Например, воспитательница спрашивает: «Зачем повар надевает белый халат, косынку, фартук?» Ребёнок отвечает: «Чтобы не запачкаться»; «Почему дежурный ставит хлебницу на середину стола?» - «Чтобы она не разбилась». У ребёнка не хватает слов, чтобы обозначить предметы или действия, с которыми он повседневно сталкивается (например, супом он называет все первые блюда, вместо рассказа о мытье рук пользуется жестами и наречием так и т.п.).
Известно, что беседа – активный метод умственного воспитания. Вопросо – ответный характер общения побуждает ребёнка воспроизводить не случайные, а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Закрепляются такие программные требования, как умение отвечать кратко и распространённо, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.
Беседа – эффективный метод активизации словаря, поскольку воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Однако необходимым условием для этого является правильное соотношение речевой активности педагога и детей.
Беседы имеют и воспитательное значение. Идейно – нравственный заряд несёт правильно выбранное содержание разговора (Чем знаменит наш город? Почему в автобусе нельзя громко разговаривать?). Воспитывает и организационная форма беседы – повышается интерес детей друг к другу, развиваются любознательность, общительность, а также такие качества, как выдержка, тактичность и др. Многие темы бесед дают возможность для влияния на поведение детей, их поступки.
Следовательно, беседа имеет большое воспитательно – образовательное значение. В ней закрепляются
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
2. Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста. – М., 1977.