Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Среда дошкольной образовательной организации является важнейшим условием развития ребёнка дошкольника. Развивающим эффектом здесь обладает совокупность предметов, в которых «запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений» (А.С. Выготский) и которые представляют собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. С помощью предметов, по мнению А.С. Выготского ребёнок познает самого себя, свою индивидуальность, находит свою вторую жизнь в предметах культуры, а также в образе взаимоотношений людей друг с другом.
От этого напрямую зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований, с учетом изменений, происходящих в нем самом. Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это и условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); это и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.
Среда - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Целью данной работы является рассмотрение принципов создания предметно-развивающей среды.
Задачи:
- описать определение предметно-развивающей среды;
- рассмотреть требования к организации предметно-развивающей среды в ДОУ;
- изучить принципы и способы организации предметно-развивающей среды
Глава 1 Требования к развивающей предметно-развивающей среде в дошкольной организации
1.1 Определение предметно-развивающей среды
Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды. Среда как многокомпонентное явление - предмет изучения философов, педагогов, психологов, экологов и других специалистов. Относительно сферы дошкольного воспитания чаще всего применяют термин «развивающая среда». Среда - единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Из положений С.Л. Новоселовой, Н.А. Ветлугиной, А.И. Леонтьева, Е.А. Флериной и др. вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада при условии:
- содержательности и эстетической значимости этой среды;
- целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;
- активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности [5, с. 78].
1.2 Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования
На современном этапе при проектировании предметно-пространственной развивающей среды необходимо учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в соответствии с которым развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития [4, с. 129].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Карабанова, О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. - М.: Федеральный институт развития образования. - 2019 . - 96 с.
3. Лысенко М.В. Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах по ФГОС [Электронный ресурс] Режим доступа: https://multiurok.ru/files/osobiennosti-orghanizatsii-priedmietno-razvivaiush.html
4. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. - СПб.: «Детство-Пресс», 2017. - 352 с.
5. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] / С.Л. Новоселова, Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресе Пресс. - 2017. - 119 с.
6. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993.
7. Подласый, И.П. Педагогика: учебник [Текст] / И.П. Подласый. - 2-е изд., доп. - М: Издательство Юрайт. - 2019. - 574 с.
8. Рыжова Н.А. Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность [Текст] / Н.А. Рыжова. - М., 2019.
9. Санитарно-эпидемиологические требование к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. 6.13 - М.:УЦ Перспектива, 2019. С. 6.
10. Смирнова Е. Организация предметной игровой среды в детском саду // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2020. - №2. - С. 22.