Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Символизм представляет собой литературно-художественное направление конца 19 – начала 20 веков. Зародившись в Европе, постепенно эта литературная мысль проникла в Россию и сформировалась в самостоятельное культурное явление, проникшее и в поэзию, и в живопись, и в прозу. Целый ряд талантливых писателей выбрали для себя в качестве инструмента для выражения своего мироощущения в прозе приемы символизма. Именно через символы они старались наиболее полно представить свою картину окружающего мира, мысли и чувства.
В последние годы во многом переосмысливается история отечественной литературы начала XX в, появление и развитие новых направлений, те чувства, которые транслировали в своем творчестве последователи новых идей в своем искусстве. И в этом ключе изучение содержания прозы символизма представляется весьма актуальным. Обращение к творчеству писателей нового модернистского течения позволит лучше понять, каким они видели наш мир, что думали о нем, что их тревожило и заботило, что хотели сказать своей литературой.
Структура работы состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения и списка литературы.
1. Символизм как литературное направление
1.1. Формирование символистской мысли
Символизм (франц. сymbolisme) как направление в европ. литературе и искусстве конца 19 – начала 20 вв. зародилось во Франции в период 1860-70-е гг.. Постепенно философия этого творческого течения распространилась по другим странам, в том числе и по России.
Сущность символизма в том, что он отверг позитивизм в восприятии окружающего мира, отошел от реализма и натурализма в литературе и искусстве.
На формирование содержания символизма, связанного с романтизмом, существенно повлияли философские взгляды таких мыслителей как, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Фон Гартман. Толику интуиции и философии жизни внесло творчество Э. По и Р. Вагнера. Все это обеспечило символистам восприятие окружающей их среды через систему целого ряда символов, обозначающих специфичное восприятие действительности с активным участием внутреннего мира человека. Что говорит об сугубо интуитивном и индивидуальном восприятии с помощью искусства.
Родоначальником символизма считают французского поэта и прозаика Шарля Бодлера. Крючкова В.А. в качестве определяющей для символистов мысли приводит высказывание Ш. Бодлера о мистическом соответствиях звуков, запахов и цвета (сонет «Соответствия», ставший своего рода манифестом символизма). Этому новому направлению в искусстве присущи «антибуржуазная» направленность, ориентация на индивидуализм, эротизм и влечение к демонизму, иррационализм и религиозный мистицизм, эстетизация жизни и сакрализация искусства. Стремление передать невыразимое сближает его с импрессионизмом.
Литература того времени наполнилась духом символизма благодаря творчеству А. Рембо, П. Верлена., С. Малларме, Р. Гиль и присоединившихся в последнее десятилетие 19 в. к символизму П. Валери, П. Клоделя и др. С начала символизм проник в поэзию, но затем явно заявил о себе в прозе и драматургии.
Распространение по Европе нового направления в искусстве началось с принятием эстетики символизма прозаиками разных стран. Крючкова В.А. упоминает в качестве таковых: бельгийцев М. Метерлинка и Э. Верхарна, в австрийской литературе – Г. Фон Гофмансталь и Р. М.Рильке; в немецкой — С. Георге, в ирландской – У. Б. Йейтс, в норвежской – поздний Г. Ибсен, в шведской – отчасти А. Стриндберг.
Степанова П.М. отмечает, что: «в театральном искусстве символизм связан прежде всего с утверждением режиссерского театра. Теоретические разработки театрального символизма ярче всего проявились в пьесах и философских трактатах М. Метерлинка, в труде которого «Сокровище смиренных» (1896) выдвигается, в частности, теория «статичного театра»: истинный смысл жизни, явлений и предметов раскрывается помимо внешнего действия. Возникает понятие «диалог второго ряда» – за внешним случайным разговором проявляется по-настоящему высокое содержание слов; большое значение имеют паузы, высший смысл бытия рождается в момент молчания. Понимание сущности человеческой жизни как трагедии выражается в идее «трагического повседневного». Первым символистским театром стал парижский «Théâtre d’Art» («Художественный театр», 1890–92), который возглавлял П. Фор (в театре работали художники группы «Наби»). Утверждая на сцене идею «условного театра», театр символизма стремился создать небытовую атмосферу. Использовались «барельефные мизансцены» – неглубокое пространство сцены, максимально приближенное к зрителю, но отделенное от зала тюлевым занавесом, что воплощало идею двоемирия: художественная реальность сцены противопоставлялась обыденной реальности зала. Перед тюлем мог находиться чтец, произносящий ремарки или даже реплики персонажей («Театр поэта», с этим направлением связана теория замены декорации словом, французский теоретик – П. Кийар; «Пьяный корабль» А. Рембо, «Девушка с отсеченными руками» Кийара, «Полуночный сон» французского поэта К. Мендеса; все – в «Художественном театре» Фора). С другой стороны, появлялись эффектные декорации, определявшие атмосферу спектакля и призванные передать нечто среднее между изображением предметов и их метафорическим воплощением, – так формировался «Театр художника» («Мадам Смерть» Рашильд – там же). Третье направление – «Театр синтеза», в котором сценические средства максимально расширялись и который воплощал символистскую теорию соответствий, взаимодействий разных видов искусств в рамках одного спектакля («Песнь Песней» П.Н. Руанара – там же). Поиски нового театрального языка в русле символистской эстетики велись в театре «L’Œuvre» («Творчество»), организованном в 1893 О.М. Люнье-По. Англо-ирландский сценический символизм проявился в творчестве У. Б. Йейтса и Г. Э. Г. Крэга. В Германии идеи символизма разрабатывал Г. Фукс. В Испании под влиянием французского символизма создал свою театральную программу «Битва за Метерлинка» А. Гуаль (Гуаль-и-Кераль), основавший в 1899 в Барселоне «Интимный театр». На эстетику символистского театра и идеи Р. Вагнера ориентировался А. Аппиана раннем этапе творчества .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Басинский П. Федякин С. Русская литература конца ХIХ — начала ХХ века. — М., 1998. —С. 26.
2.Валерий Брюсов «Огненный ангел» - URL:https://fantlab.ru/work119687 (дата обращения 26.09.2022).
3.Ванюков А.И. «Мелкий бес» Ф. Сологуба: авторская мысль и композиция романа - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/melkiy-bes-f-sologuba-avtorskaya-mysl-i-kompozitsiya-romana-statya-1 (дата обращения 26.09.2022).
4.Дмитрий Мережковский «Христос и Антихрист» - URL:https://fantlab.ru/work332783 (дата обращения 26.09.2022).
5.Ермилова Е. Теория и образный мир русского символизма. — М., 2003. — С. 38–39.
6.Кризис духовной культуры Серебряного века в эсхатологической перспективе Николая Бердяева - URL:https:https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-duhovnoy-kultury-serebryanogo-veka-v-eshatologicheskoy-perspektive-nikolaya-berdyaeva (дата обращения 26.09.2022).
7.Кучеренко М. В. Русский символизм как литературное течение / М. В. Кучеренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/176/46062/ (дата обращения: 25.09.2022).
8.Пайман А. История русского символизма. М. : Республика: Лаком-книга, 2002. 415 с. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/2003-04-009-paymana-istoriya-russkogo-simvolizma-m-respublika-lakom-kniga-2002-415-s
9.Символизм // Большая российская энциклопедия - электронная версия. - URL:https://bigenc.ru/literature/text/3662500 (дата обращения 25.09.2022).
10.Символизм в литературе . Символизм в других странах Европы – электронная образовательная платформа Level One - URL:https://levelvan.ru/pcontent/simvolizm-7/europe (дата обращения 26.09.2022).
11.Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX века: Учеб. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2000.– 432 с
12.Титкова Н. Е. Роман В.Я. Брюсова «Огненный ангел» в контексте мистического реализма / Н. Е. Титкова, О. Л. Лобова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13769/ (дата обращения: 26.09.2022)
13.Учебник для студентов учреждений среднего профессиональногообразования: в 2 ч. Ч. 2 / (Обернихина Г.А., Емельянова Т.В., Мацыяка Е.В., Савченко К.В.); под ред. Обернихиной Г.А. 3-изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.