Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В XIX веке актуальным в литературе становится реализм: писатели проявляли интерес к изучению характера, души личности. В литературе реализма мы видим единства типичного и индивидуального начал. «Типическое» применительно к искусству применимо, по меньшей мере, в двух значениях. В одних случаях анализируют первоначальное понимание данного термина (от греческого – «образец», «отпечаток»), который служил изначально задачам классификации (например, типы личности в психологии, типовые проекты архитектуры). В данном контексте типическое связано с представлением о стандартных предметах, которые лишены индивидуальной многоплановости и воплощают в себе повторяющуюся структуру. Тип в данном понимании слова – это один из способов художественного человеческого воссоздания. Тип – это воплощение в герое или персонаже определенной черты, одного повторяющегося свойства человека.
Фундаментом эстетики реализма составляют установки на правдивое, реалистичное изображение реальности. Это мы видим у многих писателей-реалистов. Так, О. де Бальзак литературную направленность связывает с тем, чтобы показывать явления реальными. Писатель словно отказывается от своего авторства, присваивая его реальности. Другим отражением реализма является роман Ф. Стендаля «Красное и черное», где писатель приравнивает свое произведение к зеркалу, которое «наводится на большую дорогу»: «Роман – зеркало, с которым идешь по большой дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы» .
Рассмотрим тему любви в творчестве Стендаля, роль книги «О любви» в трактовке любовной темы.
1 Любовь как чувство в творчестве Стендаля. «О любви»
Стендаль более всего проявлял интерес к исследованию человеческой души через любовь. Как полагал Стендаль, любовь является сильнейшей и прекраснейшей из страстей, которая ослепляет человека, действуя на него иррационально. Тот, кто влюблен, не в состоянии разумно смотреть на окружающую действительность. В любви присутствует и классическая общность общественных и природных основ чувств человека. Для того времени литературные произведения отличались демонстрацией любви как высшего естественного начала, которое находится в конфронтации с требованиями социума. Любовь – это то, что лишено рамок и условностей общества.
Изучая особенности механизма любви, Стендаль говорит о существовании разных типов этого чувства. Писатель говорит о том, что есть:
1) любовь-страсть,
2) любовь-влечение,
3) физическая любовь
4) любовь-тщеславие.
Любовь-страсть представляет собой высшее проявление любви. Такая любовь дается цельным людям с высоким уровнем развития духа. Специфика такой любви – яркость и трагичность.
Любовь-влечение отличается красотой и холодностью, предсказуемостью, расчетливостью. Тот, кто любит, является игроком, который знает все уровни «волокитства», а его цель – удачно сыграть игру.
Физическая любовь знакома многим и в ней определенной специфики.
Любовь-тщеславие дает чувство удовольствия, которое человек испытывает, когда слышит слова лести по отношению к себе.
Возникает любовь не сразу, а проходит несколько фаз: восхищение, надежда, наслаждение, сомнение и т. п.)
При этом Стендаль вводит такой термин, как «кристаллиация». Это «особая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами» . Человеческие фантазии могут сделать совершенно обычную женщину исключительной. Стендаль приводит пример: обугленная ветка, что пролежала определенное время в соляных копях Зальцбурга, на свету стала совершенно другой: она сверкала, словно стала драгоценной.
В произведении Стендаля «О любви» автор изучает проявления любви в разных странах и народов. Автор рассуждает философски, как социолог и этнограф. К примеру, испанская любовь связана с честью, поскольку Испания противостояла Наполеону. Итальянская любовь связана со страстью и ненавистью, когда чувства подвержены эмоциями. Размеренная жизнь итальянцев, мирное небо делают итальянцев восприимчивыми к красоте. Английские женщины полны стыда, меланхоличны. Недостатком общества Англии, по мнению Стендаля, является противоборство богачей и бедных.
Во Франции любовь характеризуется тщеславием, а буржуа живут напоказ. Французы желают многого и постоянно хотят наслаждаться вещами, их жизнь связана с вещами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Лурье Ф. М., Ренессанс - творчество молодых // Нева. — 2011. — N 7. — С. 141-182.
2) Мильчина В., Один Стендаль и много романтизмов: конференция "Стендаль и романтизмы: Романтическая Европа во времена Стендаля" ; (Гренобль, 28-30 января 2009 г. ) // Новое литературное обозрение. — 2009. — N 3. — С. 416-427
3) Реизов Б. Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.
4) Смиренский В., "Анна Каренина" и "Красное и черное": история борьбы с традицией // Вопросы литературы. — 2013. — № 5. — С. 439-450.
5) Стендаль, [О любви. Расин и Шекспир]. Собрание сочинений [Т.] 7, 1978. — 398, [2] с
6) Стендаль, Красное и черное. Пармская обитель : [романы]. — Москва : АСТ : Пушкинская библиотека, 2002. — 1021, [1] с.
7) Французские повести и рассказы XIX века : перевод с французского. — Москва : Правда, 1989. — 558, [1] с.
8) Эсалнек А. Я., Русский роман в аспекте интертекстуальности // Русская словесность. — 2012. — № 6. — С. 11-15.