Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что разрешение проблем, связанных с инвалидностью человека, является одним из ключевых направлений современной социальной политики любого цивилизованного и демократически развитого государства. Это обусловлено увеличением доли лиц с ограниченными возможностями в общей численности населения, а также значительными проблемами и трудностями полноценной интеграции данной категории граждан в жизнь общества. Необходимость разрешения вопросов, связанных с проблемами инвалидности, во многом вызвана сложностью, многообразием и масштабностью проблем реабилитации инвалидов, а также процесса интеграции их в общество. Такая интеграции предполагает: осуществление и разработку комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных по конкретным срокам, целям реализации, а также исполнителям; необходимость в осуществлении координационных действий органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений инвалидов и других негосударственных некоммерческих организаций.
Своевременное и полное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов должно обеспечивать компенсацию ограничений, имеющихся в их жизнедеятельности. Оно заключается в создании для них равных с другими категориями населения возможностей в культурной, общественно-политической, социально-бытовой, профессиональной и иных сферах.
Таким образом, выбранная для исследования тема представляет несомненный интерес и подтверждает актуальность данного исследования.
Цель состоит в изучении организации социальной защиты инвалидов в РФ.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В РФ
В переводе с латинского языка слово «инвалид» буквально означает «бессильный», «немощный». Происхождение данного термина указывает на то, что в обществе давно проводили различия между людьми физически крепкими, здоровыми и слабыми, не способными обходиться без посторонней помощи. В разные исторические эпохи к людям с физическими и психическими нарушениями в развитии относились неоднозначно. По сегодняшний день проблема интеграции людей с ограниченными возможностями в обществе не утратила своей актуальности. Более того, в современных условиях численность инвалидов значительно увеличилась. Прежде всего, это происходит в вязи с естественным состоянием человеческого организма вследствие старения. Другой распространенной причиной является рост приобретенных в течение жизни хронических состояний (например, диабет, сердечно-сосудистые или психические заболевания). За последнее десятилетие возросла тенденция к приобретению и развитию патологических состояний в силу объективных причин, таких как дорожно-транспортные происшествия, природные катастрофы, конфликты, некачественное питание, злоупотребление наркотическими средствами и ряда других. Многие авторы отмечают, что инвалидность представляет собой неизбежный социальный феномен любого государства, которое в соответствии с уровнем своего развития, приоритетами и возможностями обязано формировать такую политику, которая в полном объеме и наиболее комфортно смогла бы обеспечить интеграцию инвалидов в обществе .
Правовое понятие инвалидности закрепляется в части первой статьи первой Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» , согласно которой инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В настоящее время в России количество людей с ограниченными возможностями превысило 11000 тыс. человек. Статистика говорит, что преимущественная доля инвалидов приходится на Центральный федеральный округ в связи с высоким числом проживающего на территории населения. Так, только в Москве и Московской области числится более 1 млн. инвалидов .
Полагающиеся социальные выплаты инвалиду осуществляются частично Пенсионным фондом России и другая часть – органами исполнительной власти субъектов РФ. Инвалиды в соответствии с законодательством, в установленном порядке, имеют право на один из видов пенсий:
- на страховую пенсию по инвалидности;
- на пенсию по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности;
- на социальную пенсию по инвалидности.
Установление инвалидности граждан находится в ведении медико-социальной экспертизы. Граждане имеют возможность получить одну из трех групп инвалидности. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается для лиц в возрасте до 18 лет. При возникновении заболевания, травмы или дефекта в возрасте до 18 лет, то в этом случае по достижению 18-летнего возраста устанавливается категория «Инвалид с детства».
Существуют отдельные категории инвалидов, которые могут получать:
- две пенсии одновременно;
- ежемесячную денежную выплату в повышенном размере пенсий и пособий.
В Российском законодательстве предусмотрена возможность ухода за инвалидом неработающего трудоспособного гражданина. В этом случае последнему предусмотрена выплата по уходу за нетрудоспособным гражданином. Категория инвалидности гражданина, за которым осуществляется уход, определяют вид и размер выплаты.
Инвалидность можно рассматривать как один из показателей здоровья населения. Однако современные тенденции в сфере инвалидности населения в Российской Федерации на протяжении многих лет уровень показывают ежегодное его возрастание. Характерной особенностью данного тренда является то, что инвалидность увеличивается за счет не только пожилых, но и людей всех возрастных категорий, в частности, увеличивается численность инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов.
Рассмотрим основные гарантированные российским законодательством права инвалидов, которые являются общими для всех граждан:
– право на жизнь и на воспитание в семейном окружении;
– право на получение бесплатной медицинской помощи;
– право на получение образования;
– право не быть подверженным унижениям и жестокости в обществе.
Вместе с этими правами на людей с ограниченными возможностями распространяются и отдельные права:
- на реабилитацию;
- обеспечение специальными средствами передвижения;
- санаторно-курортное лечение;
- на беспроблемный доступ к жилым зданиям, образовательным, культурным и медицинским учреждениям, спортивным сооружениям и рекреационным местам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
4. Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 N 150 "О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.09.1993 N 341) // "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ", N 11, 1993.
5. Приказ Минтруда России от 13.06.2017 N 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2017 N 47 579).
6. Приказ Минтруда России от 15.10.2015 N 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2015 N 40 050).
7. Баринова Г.В. Инвалидность как социальный феномен: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2020. С.9.
8. Кирилловых А.А. Общественные объединения инвалидов как социально-ориентированные некоммерческие организации // Законодательство и экономика. 2022. № 1. С. 25.
9. Пузин С.Н., Быковская Т.Ю., Меметов С.С., Шаркунов Н.П., Погосян Г.Э., Чандирли С.А. Медико-социальная экспертиза на современном этапе: проблемы, пути решения // Вестник всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе реабилитации и реабилитационной индустрии. 2018. №1. С. 7.
10. Шестаков В.П., Свинцов А.А., Радуто В.И., Чернякина Т.С. Совершенствование законодательства Российской Федерации в рамках реализации положений Конвенции о правах инвалидов // Социальное и пенсионное право. 2021. № 2. С. 16.