Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная экономика представляет из себя весьма гибкую и динамичную систему, а одним из главных признаков является денежный эквивалент, призванный адекватно реагировать на все время меняющуюся рыночную конъюнктуру . Цены на продукцию постоянно меняются, тем самым отражая реальную ситуацию на рынке: объем товаров, затраты на их производство, логистику и продажу, законодательство и налоги и многое другое. С течением времени экономика лишь усложняется, в том числе и за счет новых технологий, повышающих производительность труда. В долгосрочной перспективе, вкупе с прочими особенностями вроде эффекта масштаба, это делает продукцию дешевле, однако рядовой обыватель нередко сталкивается с обратной картиной, когда цены на товары общего потребления лишь растут, чего нельзя сказать о заработной плате.
В обстоятельствах постоянно нарастающего социально-экономического кризиса в нашей стране обсуждаются способы и выходы из ситуации. Выдвигается огромное количество идей: от бюджетных субсидий компаниям, прямых выплат зарплат и предоставления «каникул» работникам, сокращения от отмены налогов организациям из разных экономических сфер, до списания с предпринимательства ранее выполненных обязательств по кредитам и налогам, снижения ставок процентов по кредитам, введения налоговых каникул. Так или иначе, все перечисленные инструменты действуют только за счет резервов федерального бюджета, что власти накапливали долгое время.
Целью данной работы является рассмотрение резервов федерального бюджета как инструмента стабилизации государственных финансов и развития экономики.
Глава 1 Сущность и особенности резервов федерального бюджета
Центральное место в системе государственных финансов занимает федеральный бюджет, который имеет силу закона государственного финансового плана на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму расходов на образование и фонд средств, предназначенных для финансовой поддержки задач и функций государственного и местного самоуправления» . Таким образом, накапливая за счет средств федерального бюджета, государство через финансовые механизмы обеспечивает выполнение своей государственной политики, экономических и социальных функций, а именно государственного аппарата, правоохранительных органов, реализацию социальных программ, реализацию приоритетных задач экономической деятельности и т. д.
За счет полученных доходов финансируется народное хозяйство страны, в том числе:
- обороноспособность страны;
- содержание органов государственной власти;
- погашение государственного долга;
- социально-культурные мероприятия;
- поддержка территориальных бюджетов субъектов РФ.
На современном этапе экономического развития централизованные финансовые ресурсы, позволяющие государству обеспечивать необходимые ставки и пропорции общественного производства и стремиться улучшить его секторальную и территориальную структуру, формировать необходимый объем средств для приоритетных программ развития экономических секторов, проводить крупные социальные преобразования. В связи с централизацией финансовых средств основное внимание уделяется ключевым секторам экономического и социального развития, подготовке условий для успешного осуществления экономической и социальной политики.
Особая часть федерального бюджета по распределению стоимости выполняет конкретную социальную цель - служит для удовлетворения национальных потребностей .
В целом разнообразие концепции «федерального бюджета» сводилось к пересмотру следующих компонентов: относительно самостоятельной экономической категории; как денежный централизованный фонд государства; как инструмент воздействия на экономику (с помощью бюджетной базы); в качестве основного финансового плана для государства; как юридическое право, положения которого являются обязательными для всех сторон и представителей общественных отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Быков А. Ю., Инфляция как феномен экономики // Наш современник. — 2022. — № 1. — С. 189-204.
2) "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 24.09.2022)
3) Ершов М., Некоторые противоречия федерального бюджета на 2019-2021 гг. // Экономист. — 2019. — № 5. — С. 38-49
4) Долженков А., Силуанов не испугался высоких ставок // Эксперт. — 2022. — № 6. — С. 44-46
5) Земсков В. В., Роль и определение финансовых резервов для обеспечения федерального бюджета // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2020. — № 3. — С. 150-154
6) Комраков А. Валютные запасы притормозят падение// https://www.ng.ru/economics/2022-03-02/1_8383_money.html (дата обращения 24.09.2022)
7) Манукян А. Л., Роль долларизации в экономике Российской Федерации // Труд и социальные отношения. — 2021. — Т. 32, № 4. — С. 77-86
8) Международные резервы Российской Федерации// https://cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_m/ (дата обращения 24.09.2022)
9) Потребительские настроения снова ухудшились. Дефицит федерального бюджета превысил 4 трлн рублей. Трансграничный туризм сократился вчетверо // Эксперт. — 2021. — № 5. — С. 72
10) Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 01.05.2017 N 92-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216074/ (дата обращения 24.09.2022)