Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экономическая безопасность Российской Федерации является материальной основой национальной безопасности. Это объясняется тем, что наличие в государстве развитой экономики, подкрепленной безопасностью протекающих в нем процессов, непосредственно способствует развитию самого государства, его внутренних и внешних связей и политических процессов, а также как «устранение всех возможных угроз и рисков». В результате, в связи с тем, что в последнее время происходит интенсивная интеграция Российского государства в единое мирохозяйственное пространство, все большее значение в построении и дальнейшей реализации экономики приобретают вопросы, связанные с обеспечением экономической безопасности. политика в этой сфере. Это требует от государства обеспечения полной безопасности действующей экономики, а также всех внутренних и внешних процессов и коммуникаций, которые в ней происходят.
Целью исследования является изучение и анализ системы государственных органов обеспечения экономической безопасности в РФ.
Поставленная в начале исследования цель будет достигнута путем решения следующих задач:
- рассмотреть историю подразделений экономической безопасности;
- обозначить систему обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;
- определить основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с функционированием системы государственных органов обеспечения экономической безопасности в РФ.
Предметом исследования являются государственные органы обеспечения экономической безопасности в РФ.
1. История подразделений экономической безопасности
К середине 30-х годов наша экономика значительно окрепла после разрушений гражданской войны, но при этом стало больше возможностей для расхищения личных и личных имуществ. Экономические преступления захлестнули страну. Особенно в Карелии были подвергнуты криминальным нападениям еще ни окрепших сельскохозяйственных товариществ и объектов государственного и кооперативного оборота. В 1936 г. полиция нашла массовое подделывание документов Карельторга для хищения денежных средств на 52224 рублей. Уголовное дело возбуждено в отношении семи человек. И было много таких случаев.
Для раскрытия таких преступлений нужны были специально обученные офицеры. Приказом НКВД СССР от 16 марта 1937 года в составе Главного управления полиции — ОБХСС НКВД СССР был образован отдел по борьбе с хищениями имущества и социалистической спекуляцией. Также было принято положение об ОБХСС. Он заявил: «ОБХСС создается для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, производственной и дефицитной кооперации, закупочных органов и сберегательных касс, а также для борьбы со спекуляцией» [7].
В республиканских, областных и областных управлениях полиции были созданы отделы, отделы и группы БХСБ. Там, где таких подразделений не было, борьбой с хищениями и спекуляциями продолжал заниматься отдел уголовного розыска.
В своем развитии сервис БХСС прошел несколько этапов. Первым из них был период предвоенных и военных лет до 1945 года.
Для достижения результатов руководителям отделов пришлось максимально использовать свои организаторские и административные способности, стремясь повысить оперативную осведомленность сотрудников, чтобы глубже проникнуть в планы преступников, а также принять специальные меры по сокращению значительного сокращения расточительства и краж. в организациях и предприятиях государственной торговой и потребительской кооперации.
В целях повышения качества оперативно-розыскной работы служба БХСС, а также судебная полиция были организованы по территориальному принципу.
Особенностью деятельности полиции в годы войны, особенно на фронте, в состав которого входила Карелия, была борьба с грабежами, нелегальной куплей-продажей золота, спекуляцией и фальшивомонетничеством. Велась активная работа по выявлению этих преступлений, хотя и встречались значительные трудности. Один из них: большая часть полиции, включая службы БХСС, принимала непосредственное участие в боевых действиях. Многие погибли на Карельском фронте.
Второй этап в становлении и развитии службы БХСС следует отнести к послевоенному периоду. С 1943 по 1952 год службу возглавлял Павел Иванович Богатырев, пришедший в БХСС в 1937 году.
Послевоенный период – время большого энтузиазма. В Карелии, как и во всей стране, велась работа по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства. Активно участвовала полиция, хотя сделать это было непросто. Низкие зарплаты, почти полное отсутствие техподдержки, мало сотрудников – все это негативно сказалось на борьбе с экономическими преступлениями. В основном привлекались к службе бывшие фронтовики, привыкшие к лишениям. В их числе Селишев С.Г., Б.Я. Инюшин, В.М.Куфтырев, Н.Д.Демкин, Г.А.Сизов, П.Д.Караваев и многие другие.
Условия эксплуатации в этот период были сложными. У раздираемой войной экономики было много «слабых мест», что создавало благоприятную среду для экономики и неправомерных действий. Однако сотрудники БХСС не допустили отсутствия контроля в сохранности госимущества и активно выявляли казнокрадов, взяточников и спекулянтов.
В 1951 году группу воров из системы «Потребкооперация» разоблачил главный оперуполномоченный РОБХСС Поляков. Он действовал в Петрозаводске и в поселке Шелтозеро. Пятеро подсудимых были приговорены к лишению свободы на срок от 5 до 10 лет.
В 1955 г. был завершен второй этап разработки устройств БГСС. Народное хозяйство республики в значительной степени было восстановлено. Укреплены органы внутренних дел, возрос количественный и качественный состав личного состава. Советские и республиканские партийные органы приняли ряд конкретных мер по сохранению государственной собственности в отраслях народного хозяйства. 29 сентября 1955 г. Уголовным кодексом КПСС было принято постановление «Об усилении борьбы с хищениями и хищениями в торговле, производственной кооперации и местных производственных организациях». Оперативная обстановка, сложившаяся примерно в 1955 г., позволила перейти к новому периоду в развитии службы БХСС [9].
Третий этап продолжался до начала 1991 г. Он характеризуется повышением эффективности работы БХСС. Так, летом 1957 года в течение пяти месяцев была разоблачена группа воров в булочной и торговой сети Медвежьегорска. В ходе проверки выяснилось, что преступники оперативно похитили более шестидесяти тонн хлебобулочных изделий на сумму около 70 000 рублей. К уголовной ответственности привлечено 10 человек. В 1959 году материалы раскрытия этого преступления под названием «Халявщики» использовались как пособие в практической деятельности.
Принятые в то время организационные и практические меры по борьбе с хозяйственными злоупотреблениями привели к положительным результатам в работе. Так, с 1971 по 1980 год количество преступлений, раскрываемых благодаря БХСС, увеличилось на 10,4%, а количество предотвращенных преступлений увеличилось в 2,7 раза.
Принятые меры позволили улучшить операционную и сервисную деятельность БХСС. Если в 1980 г. число раскрытых БХСБ преступлений составляло 386, то в 1985 г. сотрудниками БХСБ было раскрыто 624 таких преступления.
После принятия законов СССР «О государственном предприятии (объединении)» и «О кооперации» система ведения хозяйства в стране существенно изменилась, был введен принцип полного хозрасчета и хозрасчета. В связи с этим МВД КАССР разработал и утвердил план основных мероприятий по реорганизации деятельности службы БХСБ республики.
В 1987 г. была реализована Комплексная целевая программа по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по борьбе с незаслуженными доходами на период 1987-1990 гг. В результате этих и ряда других мероприятий аппаратами БВСБ за три года раскрыто 1300 преступлений и возбуждено в отношении них 754 уголовных дела. Установлено 462 факта краж.
Четвертый шаг. 29 декабря 1990 года приказом МВД России отдел БХСБ стал именоваться отделом по расследованию преступлений в сфере экономики, а почти через три года, 14 сентября 1993 года, - переименован в Управление по экономическим преступлениям. Это было началом четвертого этапа развития и совершенствования услуги BHSS-BEP. Этот период был самым сложным в силу новизны задач, стоящих перед службой, но очень интересным.
Первым начальником отдела налоговой и экономической преступности - заместителем министра внутренних дел Республики Карелия был полковник милиции Федор Иоганесович Хирвонен.
В 2011 году в ходе реформирования органов внутренних дел России должность заместителя министра внутренних дел Республики Карелия по экономической безопасности была упразднена, а ведомство получило новое название — подразделения экономической безопасности и борьбы с коррупцией. В настоящее время руководство ЭБиПК МВД Республики Карелия возглавляет майор милиции Тимур Николаевич Гуляев.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: основной закон: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
3. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 20. – Ст. 2902.
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом президента РФ от 31.12.2015 No 683) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
5. Ахмедзянова Э. Р. Современные вопросы экономической безопасности организации в России / Э. Р. Ахмедзянова // В сборнике: Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития. 2019. С. 51–58.
6. Васильев С. Л. Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях / С. Л. Васильев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 174-177. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63052/ (дата обращения: 17.10.2022).
7. Дащенко Ю. Ю. Экономическая безопасность России / Ю. Ю. Дащенко, А. В. Лифиренко, Ю. О. Пасько, Н. А. Лиманская // В сборнике: Актуальные вопросы управления, экономики и права. Наука на современном этапе: вопросы, достижения, инновации. Томск, 2019. С. 192–196.
8. Дыхова А. Л. Значение финансовой системы в обеспечении экономической безопасности России / А. Л. Дыхова // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). С. 170–174.
9. Корнилов М. Я., Юшин И. В. Экономическая безопасность: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: РГ-Пресс, 2020. – 320 с.
10. Попов М. В. Экономическая безопасность. – М.: Инфра-М, 2017. – 320 с.
11. Свирина М. В. Анализ причин снижения экономической безопасности России / М. В. Свирина // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2019. № 1. С. 34–36. Чеботарев С. С. Экономико-правовые проблемы экономической безопасности современной России и пути их преодоления / С. С. Чеботарев, К. Б. Доброва // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 1 (45). С. 198–205.
12. Шахов Д. С. Экономическая безопасность современной России: состояние и тенденции / Д. С. Шахов, Р. В. Долгих // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2019. С. 195–197.