Фрагмент для ознакомления
2
Практическая работа 7 Составление плана доходов и расходов Цель занятия: сформировать у будущего бакалавра способность разрабатывать бизнес- планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов)
Задание
Составить план доходов и расходов. При составлении плана необходимо обозначить все предполагаемые источники доходов и расходов предприятия.
Вопросы:
1. Считаете ли Вы включение плана доходов и расходов в бизнес- план предприятия необходимым?
2. Какие источники доходов предприятия являются, по Вашему мнению, наиболее оптимальными?
Решение.
Пищевая промышленность- группа промышленных отраслей, производящие пищевые продукты в готовом виде или в виде полуфабрикатов, а также напитки, табачные изделия. Пищевая промышленность РФ включает 13 отраслей, состоящих из коммерческих организаций, специализирующихся на разных типах перерабатываемого сырья. Хлебопекарная промышленность является главнейшей отраслью АПК. Среднее ежегодное потребление хлеба в РФ – 120 кг на человека. Всего в РФ функционируют 150 крупных хлебопекарных заводов и свыше 5000 небольших пекарен. Годовая выработка хлеба на них – 21 млн тонн, из которой заводы производят более половины.
Резюме проекта
Цель проекта – открытие мини-булочной для производства и реализации хлебобулочных изделий в городе с населением более 1 миллиона человек (город Москва). Основной источник дохода – прибыль от продажи хлебобулочных изделий.
Для реализации проекта арендуется помещение в спальном районе города, в непосредственной близости от домов и оживленной улицы. Общая площадь производства составляет 100 м2.
Продукция булочной позиционируется как «здоровая и полезная пища», поэтому в производстве хлеба используются только качественные ингредиенты и уникальная рецептура, что выгодно выделяет булочную на рынке.
Целевая аудитория - люди, которые предпочитают здоровый образ жизни и выбирают качественные и полезные хлебобулочные изделия.
Основные преимущества хлебопекарного бизнеса:
-стабильный спрос на продукцию, практически независимый от кризисных явлений;
-гибкость производства, позволяющая подстраиваться под вкусы потребителей и рыночные тенденции;
-перспективы заключения договоров на поставку с магазинами и ресторанами, поскольку мини-пекарни считаются более выгодными поставщиками.
Таблица 1 -Основные финансовые показатели проекта
Показатели Значение
Срок окупаемости (PP), мес. 7
Дисконтированный срок окупаемости (DPP), мес. 8
Коэффициент рентабельности инвестиций (ARR), % 8
Внутренняя норма прибыли (IRR), % 18,35
Объем первоначальных вложений в открытие булочной составляет 8850000 рублей. Инвестиционные затраты направлены на ремонт помещения, приобретение оборудования, первоначальную закупку сырья и формирование оборотных средств, за счет которых будут покрываться убытки начальных периодов. Основная часть требуемых инвестиций приходится на приобретение оборудования – 66%. Для реализации проекта будут использованы собственные средства.
Финансовые расчеты охватывают трехлетний период функционирования проекта. Планируется, что по истечении этого периода заведению потребуется расширение производства и ассортимента продукции. Чистая ежемесячная прибыль булочной при выходе на плановые объемы продаж составит 2788420 рубля. В соответствии с расчетами, начальные инвестиции окупятся на седьмой месяц работы. Рентабельность продаж в первый год работы составит 27,8%.
2. Описание отрасли и компании
Хлебобулочные изделия являются продуктом ежедневного спроса. Хлеб входит в тройку лидеров в списке самых популярных продуктов среди россиян. Согласно результатом социальных опросов, 81% респондентов потребляют хлеб ежедневно. Из этого следует вывод, что данный сегмент продовольственного рынка достаточно стабилен.
В среднем, на душу населения приходится 46-50 кг хлеба в год. При этом показатели в каждом регионе отличаются. Объем потребления в Центральном округе – 48 кг на человека. В целом по России, объемы потребления хлебобулочных изделий стабильны.
На начало 2022 года производители хлебобулочных изделий увеличивали производство хлеба, который позиционируется как полезный для здоровья продукт. Также отмечается тенденция роста спроса на продукцию длительного срока хранения и замороженных хлебобулочных изделий.
На динамику развития рынка хлеба влияет и экономический кризисы., вызванный новым витком западных санкций вс февраля 2022 года. Динамика спроса на хлеб также зависит от экономического кризиса: снижение уровня доходов населения влечет за собой рост спроса на хлебобулочные изделия. Стабилизация экономической ситуации снижает потребление хлеба. Согласно статистике сетевой торговли, на июль 2022 года товарооборот хлеба превысил 731 млрд. рублей, при этом наблюдалось смещение потребления в бюджетный сегмент.
Сегментация хлебопекарной отрасли по состоянию на 2021 год представлена так: 72% от общего объема рынка производят крупные хлебозаводы, пекарни в супермаркетах – 13%, небольшие пекарни – 11%, прочие – 4%. При этом участники рынка прогнозируют развитие мелкого хлебопекарного бизнеса эконом-сегмента. Данный формат рассчитывает на 2-3% доли рынка хлеба.
Весь производимый в России хлеб можно разделить на два вида: традиционный и нетрадиционный. Доля производства традиционного хлеба составляет 89% от общего объема