Фрагмент для ознакомления
2
1. Определите цель, задачи и социальное назначение принципов в административно-правовом регулировании
Провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., означает, что в отношениях между человеком, обществом и государством права и законные интересы человека являются приоритетными.
Права и свободы человека и гражданина определяют значение, содержание и применение Законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются судебной властью.
Поэтому деятельность органов управления (органов исполнительной власти) направлена прежде всего на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.
С учетом конституционных положений основные цели государственного управления можно сформулировать:
- обеспечение целенаправленного воздействия органов исполнительной власти на конкретные объекты и процессы в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах с целью их организации, реализации государственной политики;
- определение оптимальной системы и структуры федеральных и иных органов исполнительной власти, определение сферы их деятельности, задач, функций, полномочий, внутренней организации с целью повышения их эффективности, устранение дублирующих, ненужных, коррупционных элементов компетенции;
- установление оптимального порядка управления государством и обществом с применением административно-правовых институтов, например Государственной службы, административной ответственности;
- создание необходимых условий для реализации прав, свобод и законных интересов лица в сфере государственного управления, его законной деятельности. Ведь от исполнительной власти зависит получение нескольких лицензий, социальных льгот, компенсаций, государственных пенсий и тому подобное. Поэтому необходимо обеспечить защиту граждан и общества от административного произвола, злоупотреблений и некомпетентности государственного управления.
Большинство ученых соглашаются с конституционными положениями.
Так к целям государственного управления Ю. Н. Старилов относит: «социально-экономические цели, направленные на достижение экономического процветания, построение и поддержание определенной системы экономических отношений; политические цели, то есть привлечение к управлению всех политических сил страны; цели безопасности, направленные на обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния организационно-правовых целей, то есть создание правовой системы, которая способствует осуществлению основных функций государства и решению его задач организационным путем и функциональные подразделения» .
Далее рассмотрим принципы государственного управления. Исходя из содержания понятия «принцип», означающего «начало», «основа», правовые принципы определяются как основные идеи, закрепленные в законодательстве. Следует, однако, отметить, что законодательство не определяет общие принципы государственного управления в каком-то отдельном акте. Но, учитывая то, что государственное управление осуществляется органами исполнительной власти, можно на основе анализа федеральных законов, регулирующих деятельность конкретных органов исполнительной власти, сформулировать общие правила их организации и деятельности.
В статье 3 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2¬ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» устанавливалось, что Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Статья 5 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40ФЗ «О Федеральной службе охраны» характеризует такие принципы деятельности Федеральной службы охраны, как: законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; гуманизм; единство системы органов Федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими; заговор, сочетание гласных и негласных способов и средств действия.
В Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» перечислены семь принципов, в соответствии с которыми строится и осуществляется деятельность полиции: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законность; беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан; взаимодействие и сотрудничество; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем .
Итак, принципами государственного управления можно назвать следующие.
1. Федерализм - это принцип предусматривает единство системы органов исполнительной власти и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 71 и 72 Конституции РФ).
2. Законность как принцип организации и деятельности органов исполнительной власти означает, что работники этих органов при исполнении своих служебных обязанностей обязаны неукоснительно придерживаться законов и нормативных актов. Эта норма отражает требование ст. 4 Конституции РФ.
Оно выражается в верховенстве Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, конституций и уставов субъектов Российской Федерации, а также законодательства субъектов Российской Федерации в отношении правовых актов управления, принятых органами исполнительной власти.
3. Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Это не только принцип деятельности органов исполнительной власти, но и одна из основополагающих основ правового государства. Из конституционных положений следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В статье 18 Конституции Российской Федерации указано, что права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность государственных органов, в том числе органов исполнительной власти.
4. Гласность, открытость органов исполнительной власти и обеспечение доступа граждан к информации об их деятельности. Этот принцип основывается на положениях ст. 15 Конституции РФ и федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Закон впервые предоставляет гражданам доступ к информации о деятельности органов власти. Закон обязывает чиновников отвечать гражданам и организациям на любые вопросы относительно деятельности исполнительной власти.
5. Гуманизм - этот принцип означает гуманное отношение ко всем гражданам, которые находятся в сфере деятельности органов исполнительной власти (лиц, пострадавших вследствие неправомерного поведения преступников, пострадавших от преступлений). Это правило распространяется также на подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных.
6. Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти за принятые решения, за порученный участок работы. Законодательство предусматривает дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными служащими своих служебных обязанностей.
7. Сочетание гласных и негласных способов деятельности, конспирация. Такой принцип характерен для органов исполнительной власти, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. Под ней понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности в пределах их полномочий ( ФСБ России, СВР России и др.), путем проведения оперативных мероприятий по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Задачами оперативно-разыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также установления лиц, которые их готовят, совершают или совершающих; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, избежать уголовной ответственности, а также розыск лиц, пропавших без вести; извлечения информации о событиях или действия (бездействие), угрожающие государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; установление конфискованного имущества .
Ю. М. Козлов справедливо относит к принципам управления еще два принципа:
- разумное сочетание коллегиальности и единодушия в организации и деятельности исполнительной власти;
- учет особенностей объектов общественной и управленческой деятельности - это принцип управления учитывает то, что в сфере государственного управления наряду с общественными объектами действует много коммерческих структур, в том числе частных .
Поэтому в механизме реализации исполнительной власти необходимо использовать разнообразные методы воздействия на управление (ограничение средств прямого управления, разработка принципов государственного регулирования).