Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Гельминтозами называют заболевания, возникающие в результате внедрения гельминтов (паразитических червей) в организм человека. Особенностью таких заболеваний является сложное взаимодействие между двумя живыми организмами - паразитом и хозяином.
Несмотря на значительные успехи, достигнутые в ликвидации паразитарных болезней, на практике гельминтозы до сих пор остаются актуальной проблемой. Это связано с их широкой распространенностью, многообразием негативных воздействий на организм человека и выраженным полиморфизмом клинических проявлений. В настоящее время в мире насчитывается до 300 видов гельминтов. Самым распространенным среди геогельминтозов является аскаридоз: согласно оценкам, заболеваемость составляет более 1 млрд человек.
Болезнь встречается во всех возрастных группах, наиболее часто среди дошкольников и младших школьников. Среди населения России выявляются следующие гельминтозы – аскаридоз, трихоцефалез, энтеробиоз, тениаринхоз, тениоз, гименолипедоз, дифиллоботриозы, описторхоз, эхинококкозы, токсокароз. Наиболее неблагополучные регионы – юг России, Сибирь и Дальний Восток.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), гельминтозы занимают четвертое место по степени ущерба, наносимого здоровью населения Земли (после диареи, туберкулеза и ишемической болезни сердца). В связи с этим своевременное распознавание и правильное лечение способствуют не только оздоровлению населения, но и сберегают большие материальные средства. Современная профилактика гельминтозов невозможна без знаний биологии, жизненных циклов их возбудителей, эпидемиологии, диагностики, клинической картины и лечения болезней, которые они вызывают.
Цель: Изучить особенности гельминтозов у детей.
ГЕЛЬМИНТОЗЫ: ЭТИОЛОГИЯ, МЕХАНИЗМЫ ПАТОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА
Гельминтозы - паразитарные заболевания человека, вызываемые низшими червями (гельминтами). Характеризуются затяжным течением и широким диапазоном проявлений. По данным всемирной организации здравоохранения практически каждый человек в течение жизни переносит то или иное паразитарное заболевание. Дети относятся к той категории, которая наиболее подвержена заболеваниям гельминтозом.
Гельминтозы у детей могут вызывать различные инфекционные и неинфекционные заболевания, что создает трудности диагностики и отягощение уже имеющейся патологии в детском возрасте.
Возбудителями важнейших гельминтозов человека являются гельминты, относящиеся к классам Nematoda (нематоды - круглые черви), Cestoda (цестоды - ленточные черви) и Trematoda (трематоды - сосальщики). Нематодозы — инвазии, вызываемые круглыми гельминтами. К ним относятся аскаридоз (возбудитель Ascaris lumbricoides), энтеробиоз (острица, Enterobius vermicularis), трихоцефалез (власоглав, Trichocephalus trichiuris), анкилостомидозы - анкилостомоз (Ancylostoma duodenale) и некатороз (Necator americanus), трихинелла (Trichinella spiralis и другие виды трихинелл) и др.
Цестодозы (инвазии, вызываемые ленточными гельминтами) развиваются при заражении человека бычьим, или невооруженным, цепнем (Таеniarhynchus sagitanus), свиным, или вооруженным, цепнем (Таеnia solium), широким лентецом (Diphyllobotrium latum), карликовым цепнем (Нуmеnоlерis nаnа), эхинококками (однокамерным -Echinococcus granulosus и многокамерным -Echinococcus multilocularis) и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Краткий атлас протозойных болезней, гельминтозов и микозов человека: монография / Ермилов В. В., Снигур Г. Л., Смирнов А. В. и др. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2015. – 249 с.
2. Медицинская паразитология: Учебное пособие / Под ред Н. В. Чебышева. – 2012. – 304 с.
3. Методы диагностики паразитарных болезней. Ситуационные задачи по медицинской паразитологии: учеб. пособие / Никитин С. А., Щербакова Т. Н. и др.; под ред. М. В. Черникова. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 135 с.
4. Паразитарные заболевания у детей: учебно-методическое пособие. Файзуллина Р.А., Самороднова Е.А., Закирова А.М.– Казань: КГМУ, 2013 г. – 88 с.
5. Снигур, Г. Л. Основы медицинской паразитологии: учебное пособие / Г. Л. Снигур, Э. Ю. Сахарова, Т. Н. Щербакова. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2018. – 348 с.