Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития коррекционной педагогики с целью совершенствования обучения в специальных учреждениях (для детей с отклонениями в развитии) особенно приоритетным представляется разработка направлений, связанных с использованием тех потенциальных возможностей учащихся в компенсации дефектов, которые могут быть реализованы эффективно лишь при условии сформированности речевой деятельности.
Однако, как показывают исследования ведущих отечественных дефектологов (Р.Е.Левина, В.И.Лубовский, Р.И.Лалаева, Р.М.Боскис, К.Г.Коровин, Ж.И.Шиф и др.), практически при любых отклонениях в развитии в той или иной мере страдает речевая и связанная с ней познавательная деятельность детей.
В каждом коррекционном классе есть учащиеся, которые не овладеют навыками чтения на уровне требования школьной программы в установленные ею сроки, дети не умеют читать правильно. Навык чтения является базовым умением для формирования остальных знаний. У умственно отсталых учащихся с несформированными навыками чтения возникают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, возникают трудности в речевом общении, нарушаются коммуникативные функции.
Таким образом, актуальность данного вопроса определила цель: изучить особенности формирования правильного чтения на уроках литературы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Особенности формирования правильного чтения на уроках литературы
Изучив специальную литературу по рассматриваемому вопросу нами определены основные моменты. В психолого- педагогической литературе понятие правильное чтение трактуется как чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах.
В отечественной логопедии симптомами дислексии служат замедленный темп чтения, не соответствующий программным требованиям способ чтения, наличие большого количества стойких ошибок чтения, нарушение понимания прочитанного.
Нарушение правильного чтения диагностируется по замедленному темпу чтения, что проявляется в несоответствии программным нормативам.
По мнению В. Г. Горецкого и Л. И. Тикуновой, о нарушениях формирования способа чтения свидетельствуют непродуктивные способы, к которым авторы относят по-буквенное, позвуковое и отрывистое послоговое чтение, имеющее стойкий характер.
В целом нарушение способа чтения проявляется в несоответствии ступени овладения навыком чтения, на которой находится ребенок, его читательскому стажу.
Итак, нарушения чтения являются одними из многочисленных нарушений, встречающихся у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Большинство учеников, владеющих навыками чтения, допускают при чтении многочисленные ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают или не дочитывают окончания слов. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажение звукового состава слова и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 295 с.
3. Горина Е.Н., Павлова Н.В., Селиванова Ю.В., Скворцова В.О., ск Соловьева О.В., Щетинина Е.Б. Методическое основы коррекционного обучения детей с нарушениями развития: Учебное пособие. – Саратов, изд-во Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.2012. – 80 с.
4. Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 176 с.
5. Лалаева, Раиса Ивановна. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Электронный ресурс]: учебное пособие / Р. И. Лалаева. - Электронные данные (1 файл : 142 Мб). - Санкт-Петербург; Москва: Лениздат: Союз, 2002 - 222 с.
6.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
7. Фомичева М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.