Фрагмент для ознакомления
2
1. Основы налогообложения
1.1. Особенности построения системы налогов и сборов в России. Современные принципы налогообложения
Необходимость налогов и налогообложения вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы страны. На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая – двумя годами позже.
Налоговая система – основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.
Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:
фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.
Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство:
налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:
Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
1.2. Понятие налога, его признаки и внутренняя структура. Функции налогов. Сбор. Его отличие от налога
Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.
Согласно ст. 8 НК РФ: «Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Из данного определения выводятся следующие основные признаки налога.
1. Обязательность. Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный характер, означающий юридическую обязанность перед государством. Налог устанав¬ливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого граждани¬на. Статья 57 Конституции РФ установила обязанность каждо¬го платить законно установленные налоги и сборы. Следова¬тельно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выпол¬нения налоговой обязанности. Обязательность уплаты служит одним из главных критериев, отличающих налоги от иных ви¬дов доходов бюджетов, установленных ст. 41 Бюджетного ко¬декса РФ.
2. Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Закон¬но уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм. Согласно действующему законодательству, налоги передаются государст¬ву в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматри¬вает никаких личных компенсаций налогоплательщику за пере¬численные обязательные платежи.
3. Денежный характер. Налог взимается посредством отчуж¬дения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В современных условиях все налоговые платежи уплачиваются только в денежной фор¬ме. Отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается.
1.3. Классификация налогов
В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.
Федеральным налогам и сборам принадлежит ведущая роль в формировании государственных ресурсов. В консолидированном бюджете РФ на их долю приходятся почти ¾ всех налоговых поступлений.
Их можно подразделить на три группы:
Первая – платежи, полностью поступающие в федеральный бюджет и являющиеся исключительно его собственностью. К ним относятся таможенные пошлины, платежи за пользование природными ресурсами, налог на добавленную стоимость.
Вторая – платежи, регулирующие доходы бюджета. Они полностью или в определенной доле передаются в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты. К ним относятся налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, государственная пошлина, водный, экологический налог и акцизы. Так, налог на прибыль перечисляется по ставке 3% в федеральный бюджет, 17% остаются в распоряжении регионального бюджета. Подобным образом распределяются и другие налоги.
2. Расчет штрафа за налоговые правонарушения
При проведении выездной налоговой проверки налоговый орган установил грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета у налогоплательщика – организации «Альфа». Эти действия привели к занижению налоговой базы при исчислении НДС и налога на прибыль. Налоговая база по НДС занижена на 3 000 000 руб., ставка НДС 18%. Налоговая база по налогу на прибыль занижена на 1 200 000 руб., ставка налога 20%.
3. Расчет пени за просрочку платежа по налогу
Срок подачи декларации и первый срок уплаты НДС за 1 квартал установлен законодательством 25 апреля текущего года. На основании декларации, поданной 25 апреля текущего года, налогоплательщик должен заплатить налог в сумме 100 000 руб. в срок до 25 апреля. Фактическая уплата налога произведена:
- 21.07. в сумме 40 000 руб.;
- 28.07. в сумме 50 000 руб.;
- 15.08. в сумме 10 000 руб.
Требуется: исчислить сумму пени за просрочку платежа, если ставка рефинансирования за указанный период составляла 8%. Исчислить размер налоговой санкции.
Согласно ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.
2. Часть первая Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ.
3. Часть вторая Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.
4. Алиева Б.Х., Мусаева Х.М. Налоги и налоговая система РФ: учебное пособие / Под ред. Б.Х. Алиевой, Х.М. Мусаевой. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 439 с.
5. Артемов Ю.М. Некоторые особенности бюджетной и налоговой систем России // Финансы, №11. – 2016. – С.17.
6. Гартвич А.В. Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления / Под ред. Е.И. Масловой. – Спб.: Питер, 2014. – 288 с.
7. Качур О.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2016. – 432 с.
8. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. – М.: Проспект, 2017. – 224 с.
9. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / под ред. Ю.А. Серова. – М.: Омега-Л, 2016. – 407 с.
10. Пономаренко А. Е. О бюджетно-налоговой политике // Экономист. – № 11. – 2010. – С.56.
11. Рожнова Т. В. Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 492-494.
12. Черник Д.Г., Воронков В.А., Глинкин А.А. и др. Налоги: учеб. пособие для вузов. М.: Феникс, 2016. – 47с.