Фрагмент для ознакомления
2
Конспект книги Н.А. Литвиненко Массовая литература и романтизм
Массовой литературой обычно считают даже не литературу, а низкопробное чтиво, ориентированное исключительно на коммерческий рынок. Утверждают также, что она была таковой с самого зарождения и настолько отличалась от подлинной литературы, что уважающие себя критики считали ниже своего достоинства даже замечать ее.
Часто её еще называют тривиальной, развлекательной, эскапистской, рыночной, “дешевой когда говорят о массовой литературе, речь идет «о литературе "среднего" качества, предназначенной для "массового" чтения функции, которой заключаются, прежде всего, в развлекательности основные черты:
Она популярна, т.е. имеет коммерческий спрос; распространяется в широких слоях общества, оказывает существенное воздействие на мироощущение читателей;
Она демонстративно тривиальна, т.е. содержательно основана на распространении неких «общих мест», стереотипов, важных в системе ценностных предпочтений общества в определенной конкретно-исторический период;
Герой романтического направления в литературе - это целостная личность. В человеке, которого мы встречаем каждый день в жизни, есть всего понемногу: добро и зло, смелость и трусость, благородство и подлость... Романтический герой другой. В нем всегда есть какая-то одна черта характера, которая подчиняет себе все остальные. Романтический герой четко ощущает ценность и независимость человеческой личности, ее внутреннюю свободу.
Если раньше человек внимал голосу традиции, прислушивался к людям старше и опытнее себя, выше по званию и по социальному положению для того, чтобы понять, как правильно жить, как лучше повести себя в разных ситуациях, то теперь самым важным советчиком для него стал голос его собственной души, совести. Романтический герой способен заявить о своем несогласии с жизнью, с ее однообразными проявлениями, он не нуждается в чужом мнении и внутренне абсолютно свободен.
Романтизм - это действительно определенное мироощущение, основа которого в превосходстве «духа» над «материей». Согласно мнению романтиков, творческое начало присуще только подлинно духовному, которое, в свою очередь, соотносится с истинно человеческим.
И, наоборот, если все материальное выдвигается на первый план, то оно извращает подлинную природу человека, не позволяя проявиться его сущности. В условиях буржуазной действительности именно оно вызывает социальное расслоение, становится источником зависти и вражды между людьми, приводит к трагедиям.
Положительный герой в направлении «романтизм», как правило, выше окружающего его мира, корысть, зависть и другие пороки не укладываются в его сознании. Цель его жизни не в карьере и не в накоплении денег и материальных ценностей, а в служении добродетелям человечества - свободе, толерантности, братскому равенству.
Отрицательные романтические персонажи, в отличие от положительных, находятся в согласии с обществом. Отрицательность упомянутых героев в этом и заключается, ведь они живут в соответствии с законами окружающей их буржуазной среды, а значит, их разделяют.
Важно отметь, что романтизм - это не только направленность к идеалу и возвышение всего духовно прекрасного, но и одновременно изобличение уродливого в его конкретной социально-исторической форме. Что интересно, критика бездуховности изначально присутствует в романтическом искусстве.
Ее наличие формируется из самого содержания романтического отношения к социальной жизни. Последнее, разумеется, проявляется далеко не во всех жанрах, а также не все писатели разделяют подобные воззрения.
Человеческая личность с ее духовным миром, идеалами, скорбями в буржуазном обществе поставлена в центр романтического искусства. Герой в романтическом направлении литературы мучается оттого, что везде чувствует себя чужим. Он пониманиет, что изменить такое положение не представляется возможным. И, как следствие, самыми распространенными жанрами становятся драмы и трагедии как жанры, наиболее полно передающие суть романтического мировосприятия.
Именно данное направление вскрыло несовместимость собственнического принципа и гедонистического отношения к жизни со всем истинно человеческим. Со временем станет понятно, что в этом и есть историческое значение романтизма как художественного метода. Благодаря романтизму в литературе появляется человек-борец, действующий свободно, несмотря на свою обреченность, так как понимает, что для достижения цели необходима борьба.
Романтизму свойственно обостренное внимание к душевной организации человека. Писатели, относящие себя к романтикам, интересуются особенными личностями в особенных обстоятельствах. Для романтического героя свойственны бури чувств, «мировая скорбь», стремление к идеалу, мечта о совершенстве. Герой противопоставляет себя окружающей его среде, он конфликтует не с отдельными людьми, не с социально-историческими обстоятельствами, а с миром в целом, со всей вселенной.
Если отдельно взятая личность соответствует целому миру, то она должна быть столь же масштабной и сложной, как целый мир. Романтическое сознание в бунте против ежедневной одинаковости устремляется к крайностям: одни герои романтических произведений - к духовным высям, уподобляются в своем поиске идеала самому творцу, другие - в отчаянии предаются злу, не зная меры в глубине морального падения. Одни романтики ищут идеал в прошлом, особенно в средневековье, когда еще было живо непосредственное религиозное чувство, другие - в утопиях будущего.
Сформированный в романтической литературе тип героя оказался жизнеспособным. Романтический герой, «чужой среди своих», с его внутренней раздвоенностью, с несоизмеримым уровнем его притязаний и самоиронией, оказался первым, кто соединил в себе подлинно современное мировосприятие. Создание такого героя потребовало новых приемов литературного изображения, углубления психологизма.
Первая треть XIX века ознаменовалась развитием романтического сознания, заключающимся в постепенном переходе от утопических надежд на немедленное воплощение высших идеалов в действительность к постепенному отрезвлению, пониманию непреодолимости давления исторических и социальных обстоятельств.
Воплощенный дух действия и борьбы, дерзость и презрение ко всякой вялости, отсутствию действия, потребность в пробуждающей людей от малодушия битве, жажда действий, зажигающих сердца и мотивирующих их на совершение подвига, - самые примечательные особенности романтических произведений.
Романтизм - это прежде всего особое миропонимание, основанное на убеждении в превосходстве «духа» над «материей». Творческим началом, по мнению романтиков, обладает все истинно духовное, что они отождествляли с настоящим человеческим.
И, наоборот, все материальное, по их мнению, выдвигая на первый план, искажает подлинную природу человека, не дает проявиться его сущности, оно разделяет людей в условиях буржуазной действительности, становится источником вражды между ними, ведет к трагические ситуации.
Положительный герой в романтизме, как правило, возвышается на уровне своего сознания над окружающим его миром интересов, несовместим с ним, цель жизни он видит не в карьере, не в накоплении богатства, а в служении идеалам воззрения человечества - человечность, свобода, братство. Отрицательные романтические персонажи, в отличие от положительных, находятся в гармонии с обществом, их негативность и заключается, прежде всего, в том, что они живут по законам окружающей их буржуазной среды.
Следовательно (и это очень важно), романтизм - это не просто стремление к идеалу и поэтизация всего духовно прекрасного, это в то же время осуждение уродливого в его конкретной социально-исторической форме.
Сложный, эмоционально насыщенный и динамичный мир романтических образов потребовал и более гибких изобразительных средств выражения. В новом стиле главную роль начинает играть не столько сама идея, сколько чувственная окраска слова, богатство эмоциональных оттенков. Романтики предпочитали оценочные эпитеты, необычные, яркие метафоры.
Естественно, что изменение претерпели и творческие методы создания произведения, где в отражении действительности начинает превалировать не реалистический ее образ, а отношение автора к изображаемому объекту, т.е. субъективное становится важнее объективного, а образ произведения начинает зависеть не столько от своего реального прообраза, сколько от идеалов и мировоззрения автора.
Вершина романтизма - творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-- 1822). Самый крупный писатель немецкого романтизма Гофман был необычайно одарен - он и талантливый музыкант, и блестящий карикатурист.
Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск
«Эликсир дьявола», «Золотой горшок», «Повелитель блох»). Сталкивая действительность и мир фантастики, Гофман нередко трактует фантастику иронически, благодаря чему обнажается внутренняя слабость фантастического и намечается переход к реальности.
В творчестве Гофмана огромную роль играла музыка. Образ музыканта был для Гофмана синонимом мечтателя и этот образ проходит через большинство его произведений и противопоставляется пошлому мещанину-филистеру. Странствующий музыкант, благородный энтузиаст, непрактичный в бьпу, презирающий материальные блага, он любит искусство и в нем находит высочайший смысл жизни.
В 1821-1822 гг. Гофман написал книгу «Записки кота Мурра», где композитор Крейслер противостоит коту Мурру, воплощающему мир бескрылой обывательщины.
Гофман - один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики. Он автор одной из первых романтических опер - «Ундина».
В первой половине XIX в. творил Генрих Гейне (1797--1856) -- великий поэт Германии, сочетавший в своем творчестве романтику и иронию. Гейне был поэтом революционной демократии. Во многих своих стихах он опирается на народную песню, благодаря развитию мотивов которой достигает необыкновенной естественности, ясности и простоты.
В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1766--1824). Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» опоэтизировала романтического бунтаря-индивидуалиста, образ которого был типичен для посленаполеоновской поры. В центре произведений Байрона образ мрачного, разочарованного и одинокого героя, который бежит от цивилизованного общества на Восток, где можно еще найти страсти и яркие чувства. В так называемых восточных поэмах «Гяур», «Корсар», «Абидосская невеста», «Лара» и других героев.
Байрон - автор философских поэм, облеченных в драматическую форму,- «Манфред» и «Каин». Одно из лучших произведений поэта - роман в стихах «Дон-Жуан», оставшийся незавершенным. В нем Байрон защищает свой идеал - политическую свободу, но осуществить ее можно, по мнению поэта, лишь на лоне природы, вдали от тирании цивилизованного общества. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.
Английский романтизм представляют также Дж. Ките (1795-1821) и П.Б. Шелли (1792-1822). Джон Ките - автор патриархально-утопической идиллии «Эндимион», где выражен протест против пуританского ханжества.
Во Франции первой трети XIX в. романтизм был основным направлением литературы. На раннем этапе его развития центральная фигура - Франсуа Рене де Шатобриан (1768-1848).