Фрагмент для ознакомления
2
Проверочная работа 2
1. Назовите все методы управления. Дайте им характеристику.
Правомерно выделение формальных и неформальных методов управления, что отражает характерные черты стиля руководства и лидерства.
По совокупности используемых инструментов воздействия выделяют организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления.
Экономические методы менеджмента основаны на воздействии на экономические интересы сотрудников и через них. Экономические методы управления представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых создаются экономические условия, заинтересовывающие исполнителей действовать на достижение целей организации. В отличие от организационно-административных методов управления, основанных на непосредственном и прямом обращении к исполнителю, экономические методы в большей степени ориентированы на создание обстановки, среды, которая побуждает исполнителя действовать нужным для организации образом, поскольку это совпадает с его личными экономическими интересами и приведет к удовлетворению личных материальных потребностей. Соответственно, наказание в рамках этих методов связано с неудовлетворением личных потребностей. Инструментами их применения являются заработная плата, система премирования и депремирования работников, различные экономические санкции, штрафы, пени, неустойки, налоги, цены, дотации, субсидии, кредиты, страхование и пр. Они эффективны в условиях экономической самостоятельности объекта управления. Экономические методы управления могут применяться к отдельному исполнителю, к подразделениям предприятия и всему предприятию в целом.
Социально-психологические методы управления основаны на воздействии на межличностные, неформальные взаимоотношения в коллективе. Это совокупность приемов и способов воздействия на межличностные взаимоотношения и связи в организации, на протекающие в них социальные процессы. Их инструментами являются социальные установки, психологическая атмосфера в коллективе, традиции, нормы, моральные стимулы, стиль общения, социально-бытовая инфраструктура организации, неформальные взаимоотношения, стиль лидерства и авторитет руководителя. Социологические исследования свидетельствуют о том, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, и на 85% - от умения работать с людьми. Эффективность руководителя во многом зависит от его психологической грамотности, знания психологии управления и этики делового общения, умения выслушать и убедить человека, поддержать его, привлечь к управлению организацией путем совместного обсуждения проблем и принятия решений. Значимость социально-психологических методов управления в современной организации постоянно возрастает.
Вместе с тем, для эффективного менеджмента важно умение использовать все методы управления, сочетать и комбинировать их в зависимости от управленческой ситуации.
2. Назовите стадии принятия управленческого решения и охарактеризуйте их.
Первый этап – подготовка к разработке управленческого решения. Он включает следующие элементы:
· получение информации о ситуации,
· определение целей,
· разработка оценочной системы,
· анализ управленческой ситуации,
· диагностика ситуации,
· разработка прогноза развития ситуации.
Информация о ситуации должна быть достоверной, достаточно полной и, в то же время, не избыточной. Аналитический материал должен готовиться специалистами, имеющими знания и опыт деятельности в области разрешаемой управленческой проблемы.
3. Рассмотрите ситуацию и примите обоснованное управленческое решение.
Решение:
Анализ ситуации по общей схеме:
Краткое изложение событий
На заводе рабочие получают примерно одинаковую зарплату. Ввиду недавнего сокращения фонда заработной платы вам необходимо уволить одного из работников.
Проблема
- необходимость в сокращении одного сотрудника
- дать рекомендации по осуществлению варианта решения проблемы
Характеристика действующих лиц
Руководитель и четыре сотрудника, подробное описание которых есть в Таб.1
Конфликт
Не хватает средств фонда заработной платы на всех сотрудников завода.
Варианты решения проблемы
-срезать ЗП всем сотрудникам, при этом на заводе останутся, но такая ситуация может привести к недовольству сотрудников.
-деликатно предложить увольнение по собственному желанию и тот, кто собирался в будущем менять место работы может согласиться.
-уволить Пелагею, так как она является молодым сотрудником, может уйти в декретный отпуск и , к тому же, у нее есть возможности по смене работы.
-уволить Николая, так как он планирует поменять профессию, когда закончит учебу, но это не срочно и пока ему надо содержать семью.
Рекомендации
Уволить Пелагею, так как именно она сильно не зависит от дохода, возможно она хочет попробовать себя в бизнесе с помощью дяди и строить карьерную лестницу там, и возраст ей это позволяет.
План по осуществлению выбранного варианта действий.
-поговорить лично с сотрудником,
-настоять на выборе решения, объяснить ситуацию, достоинства и недостатки,
- подписать договор об увольнении по собственному желанию.
4. Рассмотрите ситуацию и выполните задание, указанное ниже.
Ситуация. При анализе управленческой деятельности руководителей двух конкурирующих предприятий было выяснено следующее. Руководитель первого предприятия хорошо знает свой коллектив, интересуется успехами и промахами (ошибками) в работе своих сотрудников. Он требует от руководителей функциональных и производственных подразделений, чтобы они больше интересовались возможностями и характерами своих сотрудников в целях последующего воздействия на них. Руководитель второго предприятия гордится высокой исполнительностью в своем коллективе. Он добивается этого через приказы, распоряжения, указания. Однако последнее время на этом предприятии возросла текучесть кадров, и предприятие стало сдавать свои позиции в конкурентной борьбе. Задание 1) Определите, какими методами управления пользовались руководители предприятий? Сравните их. 2) Почему, на ваш взгляд, второе предприятие стало сдавать свои позиции?
Решение:
Связь между личностными характеристиками и эффективностью деятельности опосредуется такими социально -психологическими факторами, как позиция личности в коллективе, степень соответствия ее интересов с интересами членов коллектива.
Методы руководителя первого предприятия социально-психологические, второго - административно-правовые.
Рабочий процесс предполагает установление социальных, экономических, правовых и психологических отношений между работодателем и персоналом предприятия. Основная цель улучшения таких отношений – создание комфортных условий труда сотрудников компании в целях получения максимального результата от их деятельности.
На сегодняшний день многие предприятия используют свой потенциал далеко не полностью. Раньше этому вопросу уделялось очень мало внимания, поскольку существовали советские административные и командные методы управления. Сегодня в каждой компании руководство практически с нуля создает систему взаимоотношений с персоналом. Одной из причин необходимости правильно подобранных социально-психологических методов управления является жесткая конкуренция в условиях существующей ныне рыночной экономики.
Социально-психологические методы управления предполагают применение социальных и психологических механизмов воздействия на отношения в трудовом коллективе. Главная особенность данной группы – использование в своих целях различных неформальных факторов или интересов отдельных личностей либо всего коллектива. Эти методы воздействуют на объекты косвенными путями.