Фрагмент для ознакомления
2
1. Факторообразующие структурные элементы текста
А. Авторская позиция, которая выражается в данном рассказе, состоит в том, что дети и взрослые должны мирно сосуществовать друг с другом, не критикуя мировоззрение и видение окружающей действительности друг друга, каждый должен принимать взгляды оппонента и уважать их.
Б. Ситуация. Центральным персонажем рассказа является Олежка, все остальные герои – второстепенны и необходимы, чтобы показать различные взгляды и формы поведения главного героя, вступить с ним в определенный конфликт, высказать свое мнение о нем, спровоцировать его на какие-то действия.
В. Материалом для создания рассказа являются три события – поход Олежки с бабушкой из парикмахерской, история про секреты, спрятанные на территории садика, и случай с воровством конфет и его разрешение.
Г. Адресат. Целевой аудиторией данного рассказа являются взрослые, несмотря на то, что рассказ фактически написан от лица ребенка и про ребенка.
Д. Цель. Донести до взрослого читателя особенности восприятия окружающего мира детскими глазами.
Е. Предмет – мир глазами ребенка.
Ж. Тема. Детские обычаи, шалости и их восприятие взрослыми людьми, а также поведение взрослых в восприятии ребенка.
З. Проблема рассказа заключается в том, что мир ребенка и его восприятие действительности противопоставлено миру взрослых, которые видят жизнь иначе.
И. Жанр. По форме «Олежкины истории» представляют собой рассказ. По содержанию – пародия (рассказ для взрослых пародирует произведение для детей). По роду – новелла (эпический жанр).
2. Характеристика типа текста
А. Стилевая система. Основным стилем повествования в рассказе «Олежкины истории» является художественный (художественная проза). Однако некоторые фрагменты текста включают в себя элементы разговорного (просторечного) и публицистического стилей.
Б. Типологическая система. В рассказе «Олежкины истории» существует две типологии текста: в первой части используется описательная типология (описывается время, место и люди), во второй – нарративная (присутствует сюжет и персонажи).
В. Общественная сфера коммуникации. В тексте рассказа «Олежкины истории» отсутствуют диалоги, однако в виде косвенной речи присутствует устная коммуникация личного характера (разговоры Олежки с бабушкой и мамой), а также публичного характера (общение с другими детьми и воспитательницей).
Г. Функциональный стиль – художественный, художественная проза.
Д. Система текстов. Текст «Олежкиных историй» является системой, где главенствующую роль играет художественный функциональный стиль, однако есть и те стили, которые имеют второстепенное место, однако имеют определенную значимость для восприятия текста. Это разговорный (обиходный и просторечный) и научный стиль, который используется в гротесковом значении, т.к. переработан через восприятие ребенка.
Е. Конкретизация сферы коммуникации. В рассказе применяется описательный подход с элементами лирических отступлений и размышлений автора (главного героя). Также в качестве субклассов можно выделить внутренние переживания героя, выраженные в вербальной форме, и короткие публичные диалоги.
Ж. Речевая ситуация, стиль и жанр текста. В рассказе присутствует естественная речевая ситуация, в которой ребенок описывает свою жизнь, без