Фрагмент для ознакомления
2
.Теория поведения потребителей и производителей (предприятий)
Потребительское поведение представляет собой процесс образования потребительского спроса на разные товары и услуги. Потребительские предпочтения являются переменчивыми, обусловленными большим количеством субъективных факторов. Вот, к примеру, таких:
1. Фактор подражания состоит в том, что товар приобретают только потому, что он был приобретен другими (соседями, сослуживцами, приятелями). Товар модный, стадным чувством побуждаются большое количество людей к его покупке.
2. Фактор «демонстративного потребления» состоит в том, что часть потребителей сознательным образом приобретают в местах элитного характера порою ненужные им дорогие товары для того, чтобы посредством престижного расточительства обозначить собственную принадлежность к высоким слоям данного общества.
3. Фактор срочности в приобретении благ состоит в том, что аналогичный товар может быть в этот момент времени несколько важнее, чем в будущем (к примеру, полезность шубы зимой и летом).
4. Фактор рационального потребления состоит в том, что, действуя по принципу рационального поведения, потребитель стремится к получению максимальной полезности от покупаемых благ в условиях имеющегося у него бюджета. К примеру, на чернику и яблоки зачастую повышенный спрос в том числе и в связи с тем, что они занимают верхние строки в рейтингах полезности и пр.
В качестве главного фактора в выборе потребителей выступает полезность покупаемого товара, то есть его способность к удовлетворению определенных потребностей. Как раз полезность способствует тому, чтобы потребителю смог решить, какое количество денежных средств он готов отдать в обмен за нужное ему благо, чему будет отдано его предпочтение [3, с.32].
Полезность является понятием сугубо индивидуальным: то, что является полезным для одного индивида, может быть бесполезным для другого. Ее не нужно путать с ценностью определенной вещи: несмотря на связь указанных понятий, между ними существенное различие. Если полезные вещи есть в неограниченном количестве, то у низ ценности нет, и напротив: ценность есть только у тех полезных вещей, запас которых является ограниченным. Человек, который умирает от жажды в пустыне, готов все отдать за воду, а мельник, который использует ресурсы реки, где есть водяная мельница, предоставит возможность набрать воду на бесплатной основе.
В экономике различают общую (иначе - совокупную) и предельную полезность того или иного рода благ. Субъективная оценка полезности в большинстве своем находится в зависимости от степени редкости самих продуктов и объема их потребления. Известным является то, что по мере насыщения потребностей человеком может чувствоваться убывающая полезность каждой дополнительной порции данного продукта. Ту дополнительную полезность, которую извлекает потребитель из одной дополнительной единицы товара или услуги, называют предельной полезностью.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1 Дмитриев А.Л., Ведерникова Н.И., Гаврилов А.Н. [и др.]. Микроэкономика: Учебник. СПб.: СПбГЭУ, 2019. 348с.
2 Николаева И.П. Экономическая теория. - 3-е изд. М.: Дашков и К, 2018. 330с.
3 Николайчук О.А. Микроэкономика и макроэкономика: краткий курс: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2019. – 256с.