Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В 1903 году на XIV международном медицинском конгрессе в Мадриде И. П. Павлов выступил с докладом, в котором изложил результаты экспериментов по изучению нервной, в т. ч. «психической» регуляции слюнных желез. В своем докладе ученый впервые сформулировал понятия «условный» и «безусловный» рефлексы и обосновал возможность применения условного рефлекса, как рефлекса коры больших полушарий, к изучению психики и поведения. В 1904 году И. П. Павлов стал лауреатом Нобелевской премии по медицине и физиологии за открытия в области регуляции (в т. ч. психической, условно-рефлекторной) деятельности пищеварительных желёз. С этого времени началась систематическая разработка нового направления в биологии, названного И. П. Павловым сначала физиологией коры больших полушарий, которая затем переросла в физиологию высшей нервной деятельности. 35 последних лет своей жизни, уже будучи нобелевским лауреатом, академик Павлов посвятил изучению нервной системы и высшей нервной деятельности. Павловская физиология высшей нервной деятельности включает несколько учений.
Целью данной работы является рассмотрение высшей нервной деятельности: качественных особенностей высшей нервной деятельности человека, понятия о типе высшей нервной деятельности.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Понятие «высшая нервная деятельность». Учение о типах высшей нервной деятельности. Учение об экспериментальных неврозах. Учение о первой и второй сигнальных системах. Учение об анализаторах И. П. Павлова
Понятие «высшая нервная деятельность» сформулировал и ввел в мировую науку И. П. Павлов, который по сути является создателем учения о высшей нервной деятельности. Высшая нервная деятельность – это деятельность высших отделов головного мозга, прежде всего коры больших полушарий, направленная на обеспечение адекватного взаимодействия организма с внешними условиями. Фактически, это поведение человека и животных в окружающем мире, основанное на психических актах разной степени сложности.
Решающим моментом для развития современных представлений о психической работе мозга явилось открытие И. П. Павловым условного рефлекса в процессе изучения нервной регуляции функций пищеварительных желез в хронических экспериментах на собаках [6, с. 36].
Учение о типах высшей нервной деятельности (1925 год).
И. П. Павлов выделил 4 типа высшей нервной деятельности. Особо отмечал «слабый тип», который в трудных условиях эксперимента теряет способность нормально функционировать.
Учение об экспериментальных неврозах (1931 год). И. П. Павлов дал определение сущности невроза как срыва высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. С его участием в Ленинграде была открыта клиника неврозов.
Учение о первой и второй сигнальных системах (1932 год). Особо И. П. Павлов выделял вторую сигнальную систему (систему мозгового обеспечения речи) как принципиальное отличие человека от животных; рассматривал вербальную деятельность в качестве основы абстрактного мышления и сознания человека.
Учение об анализаторах. В рамках этого учения И. П. Павлов разработал концепцию анализатора как совокупности периферических и центральных нервных структур, предназначенных для восприятия и анализа сенсорных сигналов, и сформулировал понятие аналитико-синтетической деятельности мозга. По Павлову, анализатор (теперь более распространен термин «сенсорная система») включает три звена: периферическое (рецепторы, или органы чувств), проводниковое (афферентные нервы и проводящие пути спинного и головного мозга) и центральное (центральная станция анализатора, или корковый конец анализатора). Центральная станция анализатора состоит из ядра и периферии.
Ядро у каждой сенсорной системы локализовано в области первичной (специфической) проекционной корковой зоны. Её нейроны (нейроны-детекторы) осуществляет анализ раздражений, формирование ощущений и представлений. Периферия представлена вторичными и третичными проекционными зонами коры. Нейроны этих зон (гностические нейроны) обеспечивают сопоставление и синтез сенсорной информации, формирование целостного сенсорного восприятия.
В целом учение академика Павлова о высшей нервной деятельности представляет собой теоретическое осмысление нормальных поведенческих реакций и их отклонений у животных, а затем и у человека, и является огромным вкладом не только в физиологию поведения, но и в клиническую неврологию. Павловское учение составляет базис современной физиологии поведения, являющейся самостоятельной нейронаукой, анализирующей нейрофизиологические основы психики и поведения человека и животных с позиций рефлекторной деятельности мозга.
В область интересов физиологии поведения входят условнорефлекторная деятельность, потребностно-мотивационная деятельность, механизмы эмоций и памяти, мышление, речь и сознание.
Последовательное развитие идей академика И. П. Павлова осуществляли в своих исследованиях польский физиолог Ю. Конорский, В. Д. Небылицын, Б. Н. Теплов, Л. В. Крушинский, А. А. Ухтомский.
Академики П. К. Анохин, К. В.Судаков и П. В. Симонов, чьи работы сыграли важную роль в понимании нейробиологических механизмов поведения человека и животных.
1.2 Безусловные рефлексы. Учение об условных рефлексах
Высшая нервная деятельность базируется на сложном сочетании врожденных и приобретенных форм поведения. В основе врожденного поведения, согласно рефлекторной теории И. П. Павлова, лежат безусловные рефлексы, а приобретенное поведение основано на условных рефлексах. Поскольку в процессе эволюции у животных происходило существенное преобразование мозговых структур, то закономерно менялось и соотношение роли врожденных и приобретенных рефлексов. А именно, в поведении низших животных преобладают врожденные приспособительные реакции, тогда как у более развитых организмов доминируют индивидуально-приобретенные формы поведения [6, с. 37].
Безусловный рефлекс – это врожденная реакция организма, рефлекторно возникающая в ответ на воздействие специфического и биологически значимого стимула, адекватного данному виду деятельности. По мнению И. П. Павлова, к моменту рождения безусловные рефлексы имеют готовую структурную основу, обнаруживаются по мере созревания головного мозга и стереотипно проявляются при действии адекватного стимула. С точки зрения П. В. Симонова, изучавшего инстинктивное поведение животных, нельзя абсолютизировать такие свойства безусловного рефлекса как генетическая детерминированность, неизменяемость, независимость от достижения цели. Реализация безусловных рефлексов зависит от наличного функционального состояния организма животного, они могут меняться под влиянием раннего индивидуального опыта. Безусловные рефлексы осуществляются спинным мозгом и подкорковыми отделами головного мозга. Однако центр любого безусловного рефлекса связан нервными путями с определенным участком коры больших полушарий, т. е. имеет корковое представительство.
Заслуга И. П. Павлова состоит в том, что он не просто открыл условный рефлекс, но и разработал концепцию условного рефлекса, как коркового механизма регуляции [4, с. 20] функций, и обосновал возможность использования условных рефлексов для изучения и объяснения психики (условный рефлекс – это ключ к изучению механизмов поведения). И. П. Павлов подчеркивал главенствующую роль условных рефлексов в адаптации организма к меняющимся условиям его существования.
Условным рефлексом называется индивидуально приобретенная системная приспособительная реакция организма на раздражение, возникающая с участием высших отделов головного мозга (коры больших полушарий). Это индивидуальная реакция организма на ранее индифферентный раздражитель, воспроизводящая безусловный рефлекс. Основным критериями для выделения условных рефлексов в особую категорию служит такой признак как приобретенность. Вторым существенным признаком условного рефлекса является его изменчивость. Третий признак – сигнальность. Сигнальный характер условного рефлекса, по выражению И. П. Павлова, формируется как «предупредительная» деятельность, предвосхищающая внешние события.
В этом заключается приспособительное значение условного рефлекса как важнейшего механизма адаптации.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Гаврилова В. М., Кравченко Е. Е. Взаимосвязь невербального интеллекта и типа нервной системы в старшем дошкольном возрасте// РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-УСТОЙЧИВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Отв. редакторы Л.Х. Тургинекова, О.Е. Ефимова. Абакан, 2021. С. 129-130
2) Логунова А. П. Типы высшей нервной деятельности и сигнальные системы// Проблемы и перспективы развития современной медицины. 2021. № 2. С. 37-38
3) Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста: учебное пособие / С. В. Еманова. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. 142 с.
4) Физиология высшей нервной деятельности. Типы ВНД: учеб.-метод. пособие / А. М. Купцова [и др.]; под общ. ред. А. М. Купцова. — Казань: Изд-во Казан. федер. ун-та, 2017. — С. 20–21.
5) Физиология высшей нервной деятельности. Типы ВНД / А.М. Купцова [и др.]; под ред. Т. А. Аникиной. Казань: Изд-во КФУ, 2017. 42 с.
6) Физиология центральной нервной системы и высшей нервной деятельности : учеб. пособие / О. А. Ведясова, И. Д. Романова, Р. А. Зайнулин. – Самара : Изд-во Самарского университета, 2017. – 128 с
7) Ягудина А.А. Возрастные характеристики невербального интеллекта // Международный журнал экспериментального образования. 2014. No 6–1. С. 106–106.