Фрагмент для ознакомления
2
1. Анализ произведения в рамках лингвоцентрического аспекта изучения текста, направление - собственно лингвистика текста.
Анна Андреевна Ахматова
Триптих “Смятение”
1
Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
2
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица ,
И только красный тюльпан ,
Тюльпан у тебя в петлице.
3
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня посмотрели очи…
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его — напрасно .
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.
Стихотворение относится к любовной лирике, написано перекрестной рифмовкой (света – лучи – этот – приручить) и состоит из трех частей (триптих). Стихотворный размер – дольник.
В тексте произведения нашли свое отражение ощущения и переживания сильной и независимой женщины, которую поразило внезапно нахлынувшее любовное чувство. Свое душевное состояние автор передает, используя яркие детали, описывая свои ощущения. Основная деталь, которую можно называть «смысловым центром» - «его взгляды». Также автор акцентирует внимание на «красном тюльпане», что говорит о том, что лирический герой для нее настолько особенный, что все вокруг серо и смыто в одно, а он как яркий цветок выделяется
Синтаксическая структура стихотворения:
1) Количество предложений:
Начало, завязка → стих 1 → 5 предложений;
Развитие → стих 2 → 4 предложения;
Развязка → стих 3 → 3 предложения.
Каждая из частей с описывает определенную фазу развития любви.
В первой лирическая героиня поражена взглядом мужчины, который обжигает ее, «как лучи». Она понимает, что встретила человека, который «может… приручить».
Во второй части лирическая героиня уже сдается перед неотразимым мужским обаянием. Ее приводит в отчаяние, что «проклятый» красавец не обращает на нее внимания. Поэтесса уже не может продолжить свой свободный творческий полет («не могу взлететь»).
Третья часть посвящена развязке воображаемого романа. Мужчина не заметил смятения лирической героини. Он просто из вежливости подошел к ней и «полуласково, полулениво» поцеловал руку. Страсть исчезла так же быстро, как и появилась. В душе лирической героини вновь воцарилась пустота.
В произведении широко используются средства художественной выразительности, например: эпитет (жгучего света, красив, красный тюльпан, древних ликов), сравнение (взгляды его – как тучи), метафора (камнем надгробным ляжет, вложила в тихое слово, с детства была крылатой, очи застит туман.), риторический вопрос (не любишь, не хочешь смотреть?), анафорический повтор (красный тюльпан, тюльпан у тебя в петлице), олицетворение (как велит простая учтивость)
2. Анализ произведения в рамках лингвоцентрического аспекта изучения текста, направление - грамматика текста.
Александр Сергеевич Пушкин
Отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин».
Письмо Татьяны
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно… нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? Я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное…
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю…
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
Риторические вопросы свидетельствует о том, что героиня невольно ищет поддержки у адресата
Риторические восклицания создают эмоциональный фон
Инверсия создает гармоничную рифмовку
Метафоры придают речи образность и силу
Олицетворения позволяют точнее описать душевный мир героини;
Лексические повторы позволяют выделить слова, которым героиня придает особое значение;
Антонимы подчеркивают равную вероятность двух исходов;
Эпитеты придают яркость, неповторимость образам, ярко и нежно выражают чувства Татьяны
Умолчания отражают страх и неуверенность Татьяны;
Антитеза противопоставляет жизненный уклад ее семьи и Евгения.
Фольклорные элементы
Композиционно письмо можно условно разделить на несколько частей:
1. Опасения Татьяны
2. Татьяна рассматривает свое будущее
3. Грусть девушки о сложной женской доле.
Финал послания характеризуется драматизмом, поскольку героиня понимает запретность своих чувств и возможность собственной уязвимости
В стихе 4 строфы:
1 часть – 21 строка;
2 часть – 9 трок;
3 часть – 45 строк;
4 часть – 4 строки.
Написано письмо четырехстопным ямбом.
3. Анализ произведения в рамках лингвоцентрического аспекта изучения текста, направление - стилистика текста.
Саша Чёрный
Все в штанах, скроённых одинаково…
Это не было сходство, допустимое даже в лесу,
- это было тождество, это было безумное превращение одного в двоих.
(Л.Андреев. «Проклятие зверя»)
Все в штанах, скроённых одинаково,
При усах, в пальто и в котелках.
Я похож на улице на всякого
И совсем теряюсь на углах…
Как бы мне не обменяться личностью:
Он войдет в меня,а я в него,-
Я охвачен полной безразличностью
И боюсь решительно всего…
Проклинаю культуру! Срываю подтяжки!
Растопчу котелок! Растерзаю пиджак!!
Я завидую каждой отдельной букашке,
Я живу, как последний дурак…
В лес! К озерам и девственным елям!
Буду лазить, как рысь, по шершавым стволам.
Надоело ходить по шаблонным панелям
И смотреть на подкрашенных дам!
Принесет мне ворона швейцарского сыра,
У заблудшей козы надою молока.
Если к вечеру станет прохладно и сыро,
Обложу себе мохом бока.
Там не будет газетных статей и отчетов.
Можно лечь под сосной и немножко повыть.
Иль украсть из дупла вкусно пахнущих сотов,
Или землю от скуки порыть…
А настанет зима- упираться не стану:
Буду голоден, сир, малокровен и гол —
И пойду к лейтенанту, к приятелю Глану:
У него даровая квартира и стол.
И скажу: «Лейтенант! Я — российский писатель,
Я без паспорта в лес из столицы ушел,
Я устал, как собака, и — веришь, приятель —
Как семьсот аллигаторов зол!
Люди в городе гибнут, как жалкие слизни,
Я хотел свою старую шкуру спасти.
Лейтенант! Я бежал от бессмысленной жизни
И к тебе захожу по пути…»
Мудрый Глан ничего мне на это не скажет,
Принесет мне дичины, вина, творогу…
Только пусть меня Глан основательно свяжет,
А иначе — я в город сбегу.
Данное стихотворение состоит из 10 строф с перекрестной рифмой вида АВАВ. Его основу составляют общеупотребительные слова, просторечная лексика. Они формируют эмоциональную окраску произведения, описывающего внутренний мир и переживания лирического героя. Используя просторечную лексику, автор создает комический эффект. Основная идея текста: донесение до читателя всей комичности ситуации, несмотря на окружающую серость. Функционально-смысловой тип стихотворения - рассуждение с элементами описания. Используется свободная зеркальная композиция, для которой характерно наличие приемов противопоставления и повторов.
Литературным элементом внутри всей композиции является пейзаж и портреты – уникальные литературные средства, позволяющие ярко описать окружающую действительность и человека.