Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Период дошкольного детства является сензитивным периодом в жизни человека. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования и развития определенных психологических свойств и видов поведения, овладения важнейшими знаниями, умениями и навыками. Особое значение в полноценном интеллектуальном, творческом, познавательном развитии детей дошкольного возраста имеет освоение конструкторских знаний и формирование конструкторских умений.
Конструкторские знания включают в себя понимание основных понятий, представление о конструировании, о способах, видах, этапах, показателях. Конструкторские же умения представляются как владение человеком способами конструирования на основе приобретенных, конструкторских знаний . Освоению конструкторских знаний и формированию конструкторских умений способствует целенаправленное обучение детей старшего дошкольного возраста конструированию.
ФГОС ДО предполагает, что развитие личности, мотивации, способностей воспитанников должно происходить в различных видах детской деятельности, поэтому вопрос познавательного и художественного эстетического развития является актуальным.
Целью данной работы является рассмотрение темы аппликаций в младшей группе, особенностей аппликационных работ детей 3-4 лет.
1 Конструирование в дошкольном возрасте: методы, средства, приемы. Аппликация как средство развития конструкторских умений у дошкольников
В настоящее время существуют различные точки зрения на понимание сущности конструирования. Специалист в области педагогики О. М. Агеева под термином «конструирование» понимает процесс создания модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов . Автор указывает, что конструирование относится к продуктивным видам деятельности, т. к. направлено на получение определенного продукта.
С. Г. Толкачёва определяет конструирование как целенаправленный процесс, в результате которого получается реальный продукт. В этом отношении конструирование очень сходно с другими видами продуктивной деятельности, такими как аппликация, рисование, лепка, однако требует своих специфических способов действия, приемов обследования и построения конструкции .
Л. В. Куцакова отмечает, что конструирование, как специфический вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления у детей дошкольного возраста. По мнению автора, благодаря конструированию дети знакомятся со свойствами различных материалов (картона, бумаги, ткани, строительного, природного и бросового материала), развивают наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость, находчивость; у детей формируется потребность в творческой деятельности, трудолюбие, активность, аккуратность, терпение, самостоятельность .
Л. А. Парамонова рассматривает конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Автор отмечает, что к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование является эффективным стимулом для развития сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный характер: например, создается несколько конструкций, которые объединены одним сюжетом . Таким образом, конструирование представляет собой продуктивный вид детской деятельности, в процессе которого создается новый продукт, развиваются творческие способности и конструкторские умения. В настоящее время существует достаточно много методов, способов, средств и приемов обучения старших дошкольников конструированию. Многие педагоги настаивают на том, что одним из наиболее эффективных средств развития конструкторских умений у старших дошкольников является модульная аппликация, которая таит в себе огромный развивающий потенциал.
По своей сущности, аппликация представляет собой один из видов изобразительной деятельности, который основан на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация является наиболее простым и доступным способом создания художественных работ. В переводе с латинского «application» аппликация означает «прикладывание, присоединение».
С. И. Ожегов в толковом словаре русского языка приводит следующее определение: «Аппликация – это изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-либо кусков цветной бумаги, материи» . Аппликация является наиболее простым и доступным способом создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность ш
Фрагмент для ознакомления
3
1) Агеева, О. М. Детское конструирование и формы его организации в свете специфики детского творчества / О. М. Агеева. – Смоленск : Издательство «Русич», 2018. – 57 с.
2) Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду : программа и методические рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / Л. В. Куцакова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 55 с
3) Новикова, А. А. Нетрадиционные аппликации в детском саду / А. А. Новикова//Инновационные технологии в образовании. – 2021. – No 5 (12). – С. 48-54.
4) Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. 100 000 слов / С. И. Ожегов. – Москва : Мир и образование. 2020. – 736 с.
5) Парамонова, Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Парамонова. – Москва : Первое сентября, 2016. – 80 с.
6) Репетило Л. Ф. Модульная аппликация как средство обучения конструированию дошкольников// Вестник СНО ДОННУ. Вып. 14. Том 2: Социально-гуманитарные науки (Педагогические науки), часть 3. – 2022. С. 240-245
7) Толкачёва, С. Г. Конструирование и детский дизайн / С. Г. Толкачёва, Л. П. Руденко, Г. В. Федорцова. – Минск : Новое знание, 2016. – 96 с.
8) Утюмова, Е.А. Формирование конструкторских умений у детей дошкольного возраста с использованием алгоритмов / Е. А. Утюмова, В. В. Артемьева, Т. В. Слюнко // Проблемы современного естественнонаучного и математического образования. Екатеринбург : Издательство Уральского государственного педагогического университета. – 2019. – С. 197-212.
9) Юсупова Р. Р., Мусина Л. Д. Формирование элементарных математических представлений в процессе аппликации у воспитанников 3-4 лет//ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. гл. ред. М.П. Нечаев. 2019. С. 96-99