Фрагмент для ознакомления
2
Человек и смысл его жизни
1.Проблема человека в истории философии
В истории философии выделяют четыре исторических периода исследования человека. Первый период связан с метафизикой . Он характерен для античной философии. Второй – с теологией. Он характерен для средневековой философии. Третий – с естественными науками: математикой, механикой и физикой. Он характерен для философии Нового времени. Четвертый – с биологией. Он характерен для философии XIX в. [1].
Проблема человека в восточной философии не укладывается в данную периодизацию. Возможно, что это связано с тем, что в восточной культуре большое внимание уделялось эстетике и этике, в то время как в западной онтологии и гносеологии. Кроме того, для восточной культуры характерно рассматривать человека в единстве с миром природы, не выделять человека как предмет познания. По сути в восточной философии говорят о гармоничном отношении человека и общества, человека и государства, человека с человеком.
Античная философия
Западноевропейские подходы к человеку сформировались в античной философии. Этот процесс начался в VI – V вв. до н.э. Например, Протагор в V в. до н.э. говорил о человеке, которого боги наделили разумом. Понимание мира с помощью разума, самостоятельность человека вошли в характеристику человека этого периода. Сократ сделал человека предметом своей философии. Он связал добродетель и знание, этику и гносеологию, чувства и разум и высказал идею о том, что именно душа человека, а не его разум лидирует в этом союзе. Идеи Сократа развивал Платон. Ученик Платона Аристотель исследовал связь этики и политики в человеке, социальные качества человека. Он обосновал социальные характеристики человека, определив человека как общественное животное, жизнь которого неразрывно связана с жизнью в государстве [1].
Средневековая философия
Теоцентризм сформировал понимание человека как существа греховного, сотворенного высшей духовной силой. В этот период развития истории западноевропейской философии проблема человека тесно связана с поиском ответов на духовные вопросы его бытия с позициями этики и логики. Христианские философы раскрывали связь божественного и дьявольского в человеке. Долгое время авторитетным источником этого познания выступало Святое Писание. Критическое осмысление этого текста жестко наказывалось. В то же самое время именно в этот период смысл человеческой жизни стал одной из ведущих проблем осмысления. Средневековые философы взялись ответить на следующие вопросы: Что есть духовность человека? Как возможно зло в душе человека? В чем смысл жизни человека? [1].
А.Г. Спиркин описывает результаты поиска ответов на вопросы о человеке в средневековий философии следующим образом: «В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая — арена низменных страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека к постижению божественного света и истины, что освобождает его от дьявольских пут. Этим обстоятельством обусловлена специфика человеческого отношения к миру: здесь явно стремление не только познать собственную сущность, но и приобщиться к высшей сущности — Богу и тем самым обрести утешение в горести и спасение в день Страшного Суда» [2; c. 310].
Философия Нового времени
Представления о человеке формировались в рамках механистической картины мира. В этот период поставлен вопрос о единстве материального и духовного в человеке (Р. Декарт) [1; 2, с. 311]. И вопрос о том, как это единство можно познавать методами науки.
И. Кант написал первую программу исследования человека, антропологическую программу. Немецкий философ считал, что человек принадлежит одновременно двум мирам: природному и духовному. Человек не отвечает за то, что дала ему природа, но несет ответственность за то, что он сделал из себя сам в течение своей жизни. И. Кант сделал вопрос о том, что есть человек основополагающим для философии, которая выходила из под влияния теоцентризма и механицизма.
Философия XIX в.
В этот период формируется диалектическая концепция философского познания (Гегель, Маркс) [1; 2]. Гегелевская концепция рассматривает смысл жизни человека как реализация Абсолютной идеи. Марксистская концепция рассматривала человека как существо историческое, действующее в конкретных условиях и имеющее потребности, которые определены конкретными социальными, политическими, экономическими и природными условиями жизни. Согласно концепции Гегеля, свобода человека – это познание его необходимости. Согласно концепции Маркса, свобода человека – это изменение, сознательное изменение своих условий жизни [1;2].
XIX в. в истории западной философии был «богат» в ответах на вопрос, что такое человек. Этому способствовали возникшие науки о человеке. Например, психология, социология, биология, антропология. Философии предстояло обобщить результаты познания этих наук.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
1. Введение в философию. В 2-х частях.М.,1989 г, ч 2. 220-258 стр.
2. Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов, М., 1988г. 448-472 стр.
3. Философский словарь (под редакцией И.Т. Фролова), М., 1991 г.