Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Традиционное восточное государство и античный полис – две исторически первые модели государств, в основе которых лежали разные условия общественного бытия и различные культурные ценности.
Актуальность данной работы заключается в том, что в современном мире также отмечается влияние на общества и государства различных условий и идейных парадигм, в т. ч. связанных с указанными государственными и цивилизационными моделями, следовательно, чтобы хорошо понимать их, необходимо изучение и осмысление соответствующих реалий прошлого.
Цель работы – сравнительный анализ социально-политического строя традиционных государств Востока и античного полиса.
Задачи, решаемые в рамках достижения данной цели, таковы:
– рассмотреть варианты социального расслоения, связанные с генезисом государств соответствующих типов;
– выявить различия в положении общины при данных процессах в них;
– охарактеризовать традиционные восточные и полисную модели государственности.
Структура работы включает три пункта, соответствующих поставленным задачам.
1. ВАРИАНТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ
В Древнем Египте в ходе генезиса государственности формировались классы рабовладельцев и рабов, но основную массу трудящихся, обеспечивавших существование общества, составляли крестьяне-общинники и ремесленники. В число рабовладельцев входили жрецы и светские вельможи. Особенно высок был статус жречества. Его представители являлись советниками фараонов, разработчиками законопроектов, толкователями законов и вершителями суда по гражданским делам, с которыми в их храмы приходили местные жители. Храмы превращались в крупных землевладельцев, а жречество – в замкнутую, имевшую колоссальные богатства и гигантское влияние на государственный аппарат, касту. Отдельные жрецы также владели землей и рабами, а храмы играли ключевую роль в денежном обращении . В ходе реформы Аменхетепа VI могущественное старое жречество было вытеснено новым, и жреческое влияние на власть было ослаблено.
Важным сословием было чиновничество, содержавшееся за счет выделявшихся его представителям наделов земли, на которых трудились рабы и подневольные люди. Высокопоставленные чиновники покупали собственные имения и множество рабов. Военнослужащие образовывали многочисленную социальную группу. Ее основу составляли общинники-египтяне, ливийцы и сирийцы.
По мере роста и развития государства и разорения общинников росло число рабов, применения их труда (в т. ч. и людьми среднего достатка) и всевозможных сделок в отношеннии них. Возрастала эксплуатация крестьян, облагаемых не только налогами, но и отправляемых на принудительные работы, переводимых в дворцовое и храмовые хозяйства, в армию, а за провинности превращаемых в рабов. Росло и угнетение рабочих, обладавших некоторыми физико-математическими знаниями (расчет прочности материалов и т. п.) и сложными умениями (нанесение иероглифов на гробницы и т. п.), которые неоднократно восставали [3, с. 19–22]
В Месопотамии формирование классов рабовладельцев и рабов также шло на фоне долго сохранявшихся первобытнообщинных пережитков, а одним из путей этого процесса было порабощение разорявшихся общинников за долги. Параллельно обогащалась верхушка общинников, жрецы, царские служащие и купцы. Рабство утрачивало характер патриархального и становилось все более жестоким. К особым стрижкам добавилось клеймление для маркировки рабов. Они лишались отношения к ним как к человеческим личностям и воспринимались как вид движимого имущества. Наипервейшим каналом порабощения было попадание в плен. В рабство обращали и за преступления. Дети рабов также оставались
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беспалько В. Г. Политико-правовая мысль Древнего Востока о преступности и наказуемости поведения монарха // Вестник Костромского государственного университета. – 2018. – Т. 24. № 3. – С. 251–257.
2. Васин И. В. Роль синойкизма в политической эволюции полисного мира Древней Греции // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2018. – № 4. – С. 41–53.
3. Всеобщая история государства и права : Учебник для вузов / Под ред. проф. К. И. Батыра. – М. : «Былина», 1999. – 495 с.
4. Ладынин И. А. «Мировые державы» Ближнего и Среднего Востока I тыс. до н. э. в теоретических схемах советской и постсоветской историографии древности // Вестник Пермского университета. История. – 2021. – № 1 (52). – С. 118–128.
5. Мартышин О. В. К истории формирования понятия "государство" // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. – 2018. – № 4 (44). – С. 37–48.
6. Москаленко С. Г. Библейский, акватиранический и полисный стандарты государства и права (сравнительная характеристика) Философия права. – 2014. – № 4 (65). – С. 20–21.
7. Нуреев Р. М. Государственная система сельских земледельческих общин – традиционная командная экономика в национальном масштабе // Terra Economicus. – 2011. – Т. 9. № 1. – С. 81–112.
8. Ромашов Р. А., Ковалев В. А. Понимание государства в политических учениях Древнего мира: от культуры храма к культуре полиса // Ленинградский юридический журнал. – 2021. – № 4 (66). – С. 70–85.