Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как известно, вторую половину XVIII в. принято считать эпохой «просвященного абсолютизма», в основу которой лег период правления Екатерины II (1762-1796 гг.). В данной период времени основной идеей выступало реформирование устройства общества с условием распространения просвещения. Екатерина II активно поддерживала идеи европейских просветителей и старалась являться образцом правителя, способного служит на блага народа и общества. Сама идея просвещенного абсолютизма содержала в себе идею о разрешении социального конфликта, который был порожден модернизацией. Так, основным способом преодоления данного конфликта считалось использование разумной силы в виде законодательной власти. Главным убеждением было то, что общество возможно совершенствовать не меняя при этом его политическую культуру. Для этого предполагалось создание новых законов, отвечающих стандартам современности и основанных на последних достижениях науки.
Екатерина II Алексеевна сыграла значительную роль в развитии государственного устройства России. В период правления Екатерины II было проведено реформирование практически всех сторон жизни Российской империи, в том числе было осуществлено преобразование управляющего аппарата. В результате реформ изменилось гражданское самосознание и структура общественного управления.
Целью данной работы является рассмотрение реформ местного управления при Екатерине II; Казенной палаты и приказа общественного призрения; городских судов.
Задачи: - дать общую характеристику административных реформ Екатерины II;. Описать приказ общественного призрения, Казенную палату;
- рассмотреть законодательные акты при Екатерине II, «Жалованную грамоту городам» и городские суды; - изучить предпосылки проведения и основные положения реформ местного управления; - рассмотреть функции наместнических правлений;
Глава 1 Общая характеристика административных реформ Екатерины II. Законодательные акты при Екатерине II
1.1 Общая характеристика административных реформ Екатерины II. Приказ общественного призрения. Казенная палата
Первым этапом в правлении Екатерины II стал созыв Уложенной комиссии в 1767 г. Основной целью было принятие взамен Соборного уложения 1649 г. нового свода законов. В представленном документе закреплялись новые положения о правах и свободах граждан, о законах государства. Те же идеи поддерживали Ш.-Л. Монтескье, Ж-Ж. Руссо и др., которые являлись сторонниками естественного права и договорной теории происхождения государства . По их мнению, данные идеи должны были смягчить конфликт между государством и обществом, властью и народом. Договорная теория происхождения государства гласила, что общество наделяет властными полномочиями либо одно лицо, либо группу лиц. При этом этот принцип был в первую очередь ориентирован на будущие преобразования, предполагающие становление правового государства. Таким образом, было положено начало к проведению административных реформ .
Первой попыткой в реформировании верховной власти была идея Екатерины II юридически определить ее рамки, при этом наделить набором гарантированных прав и обязанностей основные сословия с ограничением власти бюрократии. Одной из наиболее важных в административном реформировании была мера по разделению властей на уровне местной администрации.
Отметим, что при Екатерине II получил распространение процесс институционализации политики и государственного управления. По представлениям императрицы монарх не должен был вмешиваться в процесс управления, а ограничивался лишь общим надзиранием . При этом свои полномочия монарх делегировал государственному аппарату. В это же время принималась попытка регламентировать процедуру выражения верховной власти. Сенаторы наделялись большими полномочия в частности через сенаторов проходили все устные царские распоряжения Сенату, которые не могли отменить прежние письменные решения монарха.
Особое место в управлении государством при Екатерине II занимала полиция, которая должна была внести особый порядок в жизнь общества, а также воспитать уважение к закону. Именно в этот период роль полиции особо усилилась. В отличие от эпохи Петра I, где Табель о рангах приравнивал гражданских чиновников к офицерским чинам, при Екатерине II армия стала заменяться полицией и выводиться из управления .
Результатом проведения губернской реформы в 1775 году стало создание единой системы управления на всей территории России . Таким образом, большой простор в действиях предоставлялся преданным ей и способным помощникам не взирая на установленные правила .
В 1775 г. в каждой губернии был создан собственный приказ общественного призрения. Целью его создания являлось стремление государства обеспечить достойную жизнь неимущим и незащищенным слоям населения, оказать им необходимую помощь, за счет установления над ними попечительства и опеки.
Управление приказом под председательством губернатора осуществлял попечительский совет из шести заседателей от местного сообщества. В него входили два выборных из местных дворян, два из купцов и мещан, два выборных из крестьян. Также в необходимых случаях позволялось призывать на заседания уездного дворянского предводителя или городского главу.
Приказы общественного призрения имели широкий круг полномочий. Им поручалось попечение и надзор об установлении и прочном основании: народных школ, сиротских домов для лиц обоего пола, госпиталей и больниц, богаделен для лиц обоего пола, особого дома для неизлечимо больных, дома для сумасшедших, работных и смирительных домов для лиц обоего пола. В последующем законодательство расширяло круг финансовых источников для приказов общественного призрения, для обеспечения их лучшего функционирования. Но средств было недостаточно, несмотря на то, что в их пользу были предоставлены: «хозяйственные доходы», пенные штрафные деньги по приговорам присутственных мест, процент от продажи игральных карт, апелляционные деньги по неправым апелляциям и проч. В случае крайней необходимости приказам оказывали помощь города посредством выдачи собственных денег .
С помощью данных действий Екатерина II стремилась уберечь от бюрократизации институт приказов общественного призрения, обеспечивая его управленческую независимость и финансовую самостоятельность.
Казенная палата
Екатерины II реформировала систему территориального деления государства и систему управления государственными финансами. Согласно Манифеста «Учреждения для управления губерний Всероссийския империи», подписанного Императрицей в Москве 7 ноября 1775 г.2 установлено новое территориальное деление государства (вместо 20 было создано 50 губерний) и введено единое устройство территориальных единиц. Губернии были разделены на уезды, а «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» в каждой губернии были созданы губернские казенные палаты и определены их полномочия:
«1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были,
2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были,
3) Дабы доходы в целости сохранены были» .
Централизация управления государственными финансами в период царствования Екатерины II достигалось посредством управления системой казначейских учреждений главным казначеем, обязанности которого выполнял, курирующий дела банков и дела по внешним займам, генерал-прокурор.
Созданная система губернских казенных палат позволила систематизировать процесс составления государственных росписей доходов и расходов и усилить контроль за сбором и расходование средств государственной казны. По мнению исследователей , таким подходом к управлению государственными финансами были заложены основы для единства бюджетного процесса.
1.2 Законодательные акты при Екатерине II. «Жалованная грамота городам» и городские суды
В правление Екатерины II были приняты четыре важнейших законодательных акта: «Учреждение для управления губерний» (1775), «Устав благочиния» (1782), «Жалованная грамота дворянству» и «Жалованная грамота городам» (1785).
Одним из первых источников полицейского права был принятый в 1782 г. «Устав благочиния, или полицейский». В соответствии с нормами данного законодательного акта, в городах создавались специальные и новые для России полицейские органы – Управы благочиния .
По своей структуре каждая Управа благочиния, в соответствии с Уставом, состояла из пяти должностных лиц. К ним относились: обер-полицмейстер (в столицах – Санкт-Петербурге и Москве) или городничий (в других городах), два пристава, назначавшиеся правительством и ведавшие соответственно уголовными и гражданскими делами, два ратмана, которые избирались на собрании горожан.
Все города были поделены на части и кварталы с установлением должностей частных приставов, квартальных надзирателей и поручиков. В соответствии с Уставом 1782 г., главные функции Управы благочиния были следующие: следить за общественным порядком, наблюдать за соблюдением законов, приводить в действие решения судов и других городских органов. Подобно другим полицейским органам этого периода, Управа благочиния получила право проводить предварительное следствие и осуществлять судопроизводство по мелким уголовным делам .
Устав благочиния содержал нормы полицейского права. В нем перечислялись возможные случаи взятия под стражу до суда. Это допускалось в виде наказания за различные полицейские нарушения, например, за неуплату штрафа. За организацию без надлежащего разрешения народных игр, забав и театральных представлений Устав предписывал сажать виновных на хлеб и воду. За открытие публичного дома полагался штраф, а за посещение его – заключение в смирительный дом, срок заключения при этом не определялся. За вход мужчин и женщин в баню для противоположного пола также взимался штраф, а до его уплаты виновным предписывалось топить баню в смирительном доме.
Характеризуя этот источник права, можно отметить, что четко разработанная система полицейских наказаний пока еще отсутствовала, предусмотренные за полицейские нарушения санкции имели казуальный характер. В качестве наказания широко применялись штрафы, размер которых, как правило, не определялся в конкретной сумме. В качестве самостоятельной полицейской меры предусматривался арест, причем арестованного предписывалось держать на хлебе и воде. В некоторых случаях виновных в полицейских нарушениях Устав предписывал направлять в исправительный дом – до исправления, или в работный дом – на определенный срок или до возмещения ущерба.
Таким образом, принятие «Устава благочиния или полицейского» можно рассматривать как важный этап на пути становления в Российской империи полицейского права как самостоятельной отрасли права, направленной на укрепление общественного порядка.
«Жалованная грамота дворянству»
Публикация жалованной грамоты стало одним из важнейших событий Российской империи в XVIII веке. Она окончательно закрепила положение крестьян в обществе, политике и хозяйстве. Опираясь на слова Е.Н. Марасиновой манифест, изданный в 1785 году «систематизировал и переутверждал ранее установленные законом любо признанные общественной практикой права дворянства» . Теперь дворянское общество было официально и юридически правомерно и теперь могло получать свои привилегии на законном уровне.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1) Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.: Мысль, 2009.
2) Белов А. В., Реформа города Екатерины II : (по материалам губерний Центральной России). — Москва. — Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2019. С. 502-510
3) Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 1. М.: Владос, 2012.
4) Гурлев И. В., Деятельность полиции Российской империи при Екатерине II (1762-1796) // Власть. — 2020. — № 6. — С. 213-220
5) Дудник С. И., Екатерина Великая и диалектика просвещенной монархии // Конфликтология. — 2020. — Т. 15, № 1. — С. 39-45
6) Еремян В. В., Федоров М. В. Местное самоуправление в России (XII-начало XX вв.). Учебное пособие. М.: Новый юрист, 1998. 174 с. История Москвы. М.: Академия наук СССР, 1952-1954. Тт. 1-6.
7) Ефремова О. В., Институционализация юридического оформления сословной принадлежности к купечеству в свете реформ Петра I и Екатерины II // Юридическое образование и наука. — 2018. — № 2. — С. 17-20
8) Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М., 2001.
9) Киприянова Н. В., Участие купечества в городском управлении в конце XVIII - первой половине XIX в. : по материалам г. Владимира // Закон и право. — 2010. — N 9. — С. 49-55
10) Коломиец А.Г. На переломе (государственные финансы России во второй половине XVIII столетия). // Финансы, No 12, 1997, С. 66-70
11) Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.
12) Марасинова Е.Н. Власть и личность. Очерки русской истории XVIII века. М., 2008.
13) Москалева А.С. Административные реформы в период правления Екатерины II// ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В XXI ВЕКЕ. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции [Электронный ресурс]. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2016.
14) Мухамедзянова А.Р. Просвященный абсолютизм Екатерины II//НАУКА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 мая 2015 г., г. Уфа). В 2 ч. Ч.1/ - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 227-230
15) Мухаметдинова А.В., Семенова Н.Л. Роль Жалованной грамоты городам 1785 г. в сословной политике Екатерины II//ГОРОД В КОНТЕКСТЕ МИКРО И МАКРОИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2019. С. 63-70
16) Омельченко О. А. Законная монархия Екатерины II. М., 1993.
17) Рогачева Л. И. Принципы взаимодействия государства и общества в отечественной традиции // Современная гуманитарная наука: проблемы и перспективы развития. Рязань, 2015. С. 31-35
18) Российское законодательство X-XХ веков: Законодательство периода расцвета абсолютизма. В 9-ти томах Т.5. / Отв. ред. Индова Е.И.; Под общ. ред.: Чистяков О.И. - М.: Юрид. лит., 1987.
19) Ульянова Г. Н. Законодательство о благотворительности в России (конец XVIII – начало XX) // Отечественная история. 2005. No 6. С. 22-30
20) Уткин Д. Е. Реформа местного управления Екатерины II: опыт децентрализации исполнительной власти// Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2016. No 2 (36). С. 15-20
21) Учреждения для управления губерний Всероссийской империи. СПб., 1789// https://runivers.ru/upload/iblock/5ae/Utverzhdeniya.pdf (дата обращения 08.12.2022)
22) Царев А., Губернии более всего исправления требуют // Российская Федерация сегодня. — 2017. — № 11. — С. 92-100