Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изначально в греческой философии было важным само понимание Космоса, мира, а также внутренней сущности природы, ее первоначал. Поэтому не удивительно, что таких мыслителей, как Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, позже уже и пифагорейцев, а также Гераклита стали называть «физиками» [3, с. 96]. «Физики» акцентировали свое внимание на характере мифологии, религиозном культе и языческих верованиях. А греческая мифология, по своей сути, была религией природы, которая строилась вокруг базового вопроса о том, «как произошел мир». Основным же отличием философского мировоззрения от мифологии являлось высокая роль разума, присущая философскому мировоззрению: если миф опирался лишь на эмоции и чувства, то философия – уже на логику и доказательство (ведь чувства могут быть обманчивы).
Что касается сравнения философии и религии, то здесь следует указать, прежде всего, то, что философия характеризуется допустимостью свободомыслия: можно было оставаться философом, при этом критикуя любые авторитетные, в том числе, и религиозно-догматические идеи, в то время как в религии этого не допускалось.
Античная культура представляла собой культуру государств, которые сформировались с III тыс. до н.э. по V век н.э. Прежде всего, это древнегреческая культура, представляющая собой важный этап развития художественного творчества. Именно в эту эпоху началось философское осмысление эстетических категорий и искусства как общественного феномена, многими мыслителями были высказаны базовые для последующих столетий идеи о существовании культуры как особого вида социально-антропологического бытия, отличающегося от природного мира
Целью данной работы является рассмотрение ранней греческой философии.
1 Первые греческие философы
В Древней Греции время VII - VI вв. до н.э. нередко определяется как период жизни «Семи мудрецов». В их число были включены особо чтимые общественные деятели, политики и моральные лидеры полисов-государств.
Самый первый список, дошедший к нам, приводится Платоном в диалоге «Протагор» и датируется он IV в. до н.э.
По Платону в список «Семи мудрецов» входят: Фалес Милетский (ок. 624-547/6 до н.э.), Биант Приенский (VI в до н.э.), Солон Афинский (ок. 638 -559 до н.э.), Питтак Митиленский (ок. 651-569 до н.э.), Хилон Спартанский (VI в. до н.э.), Мисон Хенейский (VI в. до н.э.) и Клеобул Линдийский (VI в. до н.э.). В платоновском диалоге о мудрецах говорится так: «Вот поэтому-то кое-кто из нынешних, да и из древних, догадались, что подражать лаконцам (спартанцам) - это значит гораздо более любить мудрость, чем телесные упражнения; они поняли, что уменье произносить такие изречения свойственно человеку в совершенстве образованному. К таким людям принадлежали и Фалес Милетский, и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, и наш Солон, и Клеобул Линдский, и Мисон Хенейский, а седьмым между ними считается лаконец Хилон. Все они были ревнителями, любителями и последователями лаконского воспитания; и всякий может усвоить их мудрость, раз она такова, что выражена каждым из них в кратких и достопамятных изречениях. Сойдясь вместе, они посвятили их как начаток мудрости Аполлону, в его храме, в Дельфах, написавши то, что все прославляют: «Познай самого себя» и «Ничего сверх меры» [8, с. 343].
В этих именах древние греки видели «...идеальное воплощение мудрости...» [6,с. 130].
Во времена античности существовали и другие списки мудрецов, так как таких мыслителей было много. Также некоторыми древними авторами в разные списки (магическое число 7) включались: Акусилай, Анаксагор, Анахарсис, Аристодем, Лас, Леофант, Лин, Орфей, Памфил, Периандр, Пифагор, Ферекид, Эпименид, Эпихарм, Эфор.
Позднее Диоген Лаэртский (вероятно конец II - начало III вв.) вместо малоизвестного Мисона Хенейского вводит имя правителя Коринфа - Периандра (ок. 666-586 до н.э.). Именно эти семь имен фигурируют в документе, составленном впервые в III в. до н.э. афинским правителем и философом Деметрием Фалерским в так называемых «Изречениях семи мудрецов» (до нас эти «Изречения» дошли в передаче позднего античного компилятора Стобея) [9, с. 216].
Гермипп в книге «О мудрецах» называет уже 17 имен, а Гиппобот в «Списке философов» (или «Перечне философов») - 12. Но во всех списках неизменно присутствовали имена четырех: Фалеса, Солона, Бианта и Питтака.
Остальные мудрецы:
5. Клеобул из Линда - правитель г. Линда (о. Родос).
Древние отмечали его силу и красоту и что он сочинял песни и загадки.
Клеобул прославился афоризмами:
1) «Мера важнее всего»;
2) «Бери жену из ровни, ибо, если возьмёшь из тех, кто знатней тебя, приобретёшь не родственников, а господ»;
3) «Насмешкам остряка не смейся, не то будешь ненавистен тем, на кого они направлены».
6. Мисон из Хены сочинял краткие и «достопамятные» изречения. Платон говорит, что Мисон был последователем лаконского воспитания, которое предполагало «более любить мудрость, чем телесные упражнения».
7. Хилон из Эфор в Коринфе - политический деятель.
Прославился афоризмами:
1) «Познай самого себя, и ты познаешь богов и вселенную»;
2) «Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчит один раз, второе будет огорчать всегда»;
3) «Преодолевай гнев» и др.
Большая, основная часть изречений древнегреческой мудрости посвящена разумному поведению, мере в деяниях. В определенном смысле понятия разума и меры, употребляемые в изречениях, можно считать синонимами. Эти понятия как результат обобщения, абстрагирования начинают иметь признак всеобщности. Можно сказать
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бармина О.В. Гилозоистическое понимание бытия Фалеса//ОБЩЕСТВО, НАУКА, ИННОВАЦИИ (НПК - 2014). Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция: сборник материалов: общеуниверситетская секция, БФ, ГФ, ФЭМ, ФАВТ, ФАМ, ФПМТ, ФСА, ХФ, ЭТФ. Вятский государственный университет. 2014. С. 300-304
2) Гриненко Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От Древнего мира до эпохи просвещения: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
3) Гришанова Е.В. Становление эстетической мысли в культуре Античности//ВЕСТНИК ДОНЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ Б: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. 2020. № 1. С. 95-100
4) История античной философии: учебное пособие для академического бакалавриата / Р. В. Светлов, Е. В. Алымова, М. Н. Варламова, К. В. Лощевский ; под общ. ред. Р. В. Светлова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 288 с.
5) Карабушенко П. Л., Политика и право в философско-элитологическом учении Гераклита Эфесского // Известия вузов. Правоведение. — 2017. — № 2. — С. 183.
6) Кузнецов В. А. Архаическое мировоззрение «семи мудрецов» как протофилософское знание// МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Сборник научных трудов X Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». 2019. С. 127-134
7) Пигнастая Д. Г. Анализ основных эстетических категорий Античности//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. Труды IV Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 250-252
8) Платон Диалоги. Протагор, 343а. – М., Изд-во ЭКСМО, 2019. – 560 с.
9) Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1 От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - М., Наука, 1989. – 576 с
10) Фролов Э.Д. Круг семи мудрецов в архаической Греции// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. Вып. 1. – 2012.