Фрагмент для ознакомления
2
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты организационных изменений
Тема 1. Основные тенденции и закономерности развития организации
1.1. Организация в развитии общества и человека, производства и культуры.
Роль организаций в обществе определяется тем, что, во-первых, они являются генераторами ресурсов, превращая издержки в ценности, и, во-вторых, создают полезные для общества блага, способствующие развитию человечества. Они принимают на себя все более значимую социальную роль, становясь центральным звеном общественной жизни. Ведь именно в организациях собираются и накапливаются ресурсы и знания, разумное использование которых помогает решать множество застарелых болезней общества, связанных с нищетой, безработицей, бездомностью и т.п.
Социальная ответственность организации - это ее обязательства не только в части соблюдения требований законов экономики, но и в оказании содействия в достижении долгосрочных целей, приносящих пользу обществу. Ее основу составляют социальные нормы морали и этики, которыми должны руководствоваться менеджеры, принимая решения.
Когда люди объединяют свои усилия ради получения каких-то результатов, сразу возникает потребность в управлении, и в первую очередь в организации и координации их совместной деятельности. Это дает нам повод рассматривать организацию с позиций управления ею, т.е. в качестве объекта, которым надо управлять.
Глобальный и крутой поворот в истории развития нашей страны от социалистических принципов хозяйствования к экономике рыночно-предпринимательского типа вызвал также необходимость разработки новой парадигмы управления.
Осуществляемые в стране экономические реформы направлены на интеграцию народного хозяйства Российской Федерации в мировую экономику и занятие в ней достойного места при соблюдении двух главных условий:
во-первых, в основу реформ должны быть положены принципы и механизмы, принятые в мировом экономическом сообществе;
во-вторых, при проведении реформ должны быть учтены особенности предшествующего развития и современного состояния экономики страны, национальная культура и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразований и другие факторы и условия, формирующие развитие страны.
В системе взглядов на управление экономикой в переходный период главными являются следующие положения.
Децентрализация системы управления, не предполагающая полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих на уровне организаций и предприятий. Движение к рынку - это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство, так как рынок не способен решить многих проблем, связанных с нуждами всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ и т.д.
Государство должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.д.
На него возлагается и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования, к которым относятся: экологическая безопасность, социально-экономические права человека (в том числе и защита потребителей), перераспределение доходов, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений.
Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен.
Долевое участие государственных органов будет меняться на протяжении всего переходного периода - от значительного в начале до рационального уровня в конце. Различными должны быть и формы государственного воздействия, которые по мере продвижения по пути к рынку будут все в большей мере превращаться в «мягкие» инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и т.д.).
Переход к полицентрической системе хозяйствования для обеспечения значительного повышения роли самоуправления на всех уровнях. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых растет. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с другой - существенно упрощает систему управления народным хозяйством в целом, снижает энтропию (элемент случайности) и способствует росту управляемости экономики России.
Установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. В переходный период государственный сектор экономики сокращается за счет расширения сферы рыночного предпринимательства и приватизации [7, c.99]. Однако даже в конце периода на его долю будет приходиться существенная часть внутреннего валового продукта страны, а значение крупных и сверхкрупных предприятий для экономики не уменьшится. Управление этими предприятиями должно базироваться на комбинации методов, носящих рыночный и административный характер.
Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны.
Концепция управления организациями негосударственного сектора как открытыми, социально ориентированными системами, означающая поворот к рынку и потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой.
Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций - далеко не полный перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших. Наряду с экономической функцией организации выполняют и социальную роль.
Последняя может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т.е. удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием; с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды обитания организации.
1.2. Организация как система, ее свойства.
Организация, будучи целостным образованием, всегда стремится воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление, в частности внешней среды. Это ее свойство называется гомеостазом.
Системы можно классифицировать в зависимости от целей, характера и степени взаимосвязей между элементами, взаимоотношениями границ системы (внутреннего и внешнего сред).
Системы могут быть: искусственные, естественные; технические; биологические; социальные; открытые; закрыты; предсказуемы и частично предсказуемы; жесткие и мягкие.
Рассмотрим сначала некоторые разновидности систем.
Абстрактные системы - это системы, все элементы которых являются понятиями.
Конкретные системы - это системы, элементы которых являются физическими объектами. Они делятся на природные (возникающих и существующих без участия человека) и искусственные (созданные человеком).
Открытые системы - обмениваются с внешней средой веществом, энергией и информацией. Закрытые системы - это системы, в которых нет обмена с внешней средой. В чистом виде открытых и закрытых систем не существует.
Динамические системы занимают одно из центральных мест в общей теории систем. Такая система - это структурированный объект, имеющий входы и выходы, объект, в который в определенные моменты можно вводить и с которого можно выводить вещество, энергию, информацию.
Динамические системы - это системы, в которых процессы идут непрерывно, и системы, в которых все процессы осуществляются только в дискретные моменты. Такие системы называют дискретными динамическими системами. В обоих случаях предполагается, что поведение системы можно анализировать в течение определенного времени, непосредственно и определяет термин "динамическая".
Адаптивные системы - системы, которые функционируют в условиях начальной неопределенности и изменяющихся внешних условиях. Понятие адаптации сформировалось в физиологии, где оно определяется как совокупность реакций, обеспечивающих приспособление организма к изменению внутренних и внешних условий. В теории управления адаптацией называют процесс накопления и применения информации в системе, направленной на достижение оптимального состояния при начальной непосредственности и изменяющихся внешних условий.
Иерархические системы - системы, элементы которых сгруппированы по уровням, вертикально соотнесенными; при этом элементы уровней имеют выходы, разветвляются. Хотя понятие "иерархия" постоянно было в научном и повседневном обиходе, основательное теоретическое изучение иерархических систем началось недавно. Рассматривая иерархические системы, обратимся к принципу сопоставления. Объектом сравнения будут системы с линейной структурой (радиальные, централизованные).
Для систем с централизованным управлением характерна однозначность управленческих действий. В отличие от них существуют иерархические системы, системы произвольной природы (технические, экономические, биологические, социальные и другие), имеют многоуровневую и разветвленную структуру в функциональном, организационном или ином плане. Иерархические системы составляют предмет особого внимания в теории и практике менеджмента благодаря универсальному характеру и ряде преимуществ по сравнению, например, с линейными структурами. Среди таких преимуществ: свобода локальных действий, отсутствие необходимости пропускать очень большие потоки информации через один пункт управления, повышенная надежность. Кроме того, в случае выхода из строя одного элемента централизованной системы выйдет из строя вся система; а в случае выхода из строя одного элемента иерархической системы вероятность выхода из строя всей системы незначительна.
Всем иерархическим системам свойственна ряд характеристик: последовательное вертикальное расположение уровней, формирующие систему (подсистему) приоритет действий подсистем верхнего уровня (право вмешательства) зависимость действий подсистемы верхнего уровня от фактического выполнения функций нижними уровнями; относительная самостоятельность подсистем, обеспечивает возможность сочетания централизованного и децентрализованного управления сложной системой.
Практика показывает, что кризисы организации не только вероятны, но и отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации. Они могут не совпадать с ритмами общего развития или развития других организаций. Каждая организация имеет собственный потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития социально-экономической системы. Поэтому организация, находясь в зависимости от общих циклов экономики, имеет при этом собственные циклы, свои причины наступления и возможности разрешения кризисов.
В процессе развития организации сложность решаемых проблем неизбежно повышается. Это требует изменения управления в области его методологии и организации, а также в области характеристик системы, механизма и технологии управления.
Управление также находится в развитии, и не всегда его развитие соответствует потребностям развития организации.
Управление может опережать развитие организации, что влечет за собой ее развитие. Но оно может и отставать от развития организации и тормозить развитие, не справляться с нарастанием сложности возникающих проблем.
Усложнение управления может быть различным, поэтому закономерно возникает вопрос: каким должно быть управление, чтобы соответствовать потребностям и возможностям развития организации, не быть причиной возникновения кризиса?
Рис. 1 Развитие управления и тенденции развития организации:
1 – простое управление; 2 – управление в условиях нарастающей сложности; 3 – управление, адаптированное к резкому возрастанию сложности; 4 – управление, не соответствующее сложности организации.
Усложнение управления в процессах развития организации связано с конкуренцией, циклическим развитием организации, разнообразием стратегий, усложнением проблем развития (технологических, экологических и пр.) (см. рис. 2) .
Кроме рассмотренных выше кризисов, связанных с потребностями в содержании целевых установок, в развитии организаций возможно возникновение конфликтов и катастроф.
Рис. 2 Тенденции усложнения управления в процессах развития организации
Конфликт возникает при столкновении противоположных интересов и часто является следствием преодоления противоречий в процессах взаимодействия различных подразделений организации. Конфликты разрешаются в процессах управления организацией, но наиболее острые конфликты могут привести к ее разрушению, перерасти в кризис ее функционирования и развития.
Катастрофа характеризует разрушение организации, самые неблагоприятные последствия кризисных ситуаций.
Таким образом, управление организацией – это всегда управление изменениями, постоянное балансирование, предотвращение и разрешение конфликтов и кризисов, избегание катастроф.
Организация – управляемое образование. Управление организацией в том и заключается, что оно вносит изменения в организацию. Необходимость этих изменений обусловлена условиями существования организации. Если она не будет изменяться определенным образом, то это приведет се к разрушению.
В процессах развития организации всегда возникают новые ситуации и события, меняющие условия существования и состояния организации. Это могут быть условия устойчивости, стабильности и изменчивости (рис. 1.8). Изменчивость проявляется в отклонениях от общей тенденции развития организации. Устойчивость характеризует не абсолютное отсутствие отклонений, но их диапазон и роль в развитии. Стабильность – состояние неизменяемости в соответствии с объективной тенденцией циклического развития организации. Эти условия всегда находятся в определенном сочетании и совмещении и играют важную роль в существовании организации. Они определяют направление и эффективность развития, темпы и результаты.
И эти условия зависят от управления. Несовершенное управление тормозит развитие, нарушает баланс внимания к процессам функционирования и процессам развития, замедляет его темпы, ведет к потере целевой направленности (рис. 3).
Рис. 3 Тенденции развития организации
Необходимость изменений в организации должна согласовываться с возможностями их осуществления.
Могут возникать противоречия: возможности не всегда соответствуют необходимости. Возможности организации могут зависеть от управления, но могут и не зависеть. Под возможностями здесь понимается наличие, качество и количество ресурсов, незнание или непонимание особенностей организации, нереальные цели ее развития и многое другое.
Вообще изменения могут быть управляемыми и неуправляемыми. К последним относятся природные условия, стихийные и неожиданные внешние социально-экономические условия, изменения, требующие больших затрат ресурсов, и пр.
Рис. 4. Организация: функционирование и развитие, управление развивающее и развивающееся
Управление изменениями, помимо всего прочего, требует определения и оценки возможностей их осуществления, искусства воздействия на изменения, систематизации их по значимости для развития организации и влияния на комплексы других изменений, вызываемых выбранным для управления в настоящее время главным изменением, имеющим далеко идущие последствия ("гирлянда" изменений).
Вопросы для обсуждения
1.Понятие и характеристики организации.
Организацию можно рассматривать как производственную целостность, которая, эффективно используя свои ресурсы, выполняет экономическую функцию производства продукции и оказания услуг. При этом обеспечиваются рабочие места для населения и доходы для предпринимателей. Исходя из этой точки зрения, роль бизнеса заключается в использовании его энергии и ресурсов для получения прибыли.
Однако, организация одновременно является частью среды, состоящей из поставщиков, потребителей, средств информации, союзов и объединений людей, работников, собственников акций, поэтому она находится в прямой зависимости от этой среды и должна наряду с обеспечением своих интересов удовлетворять ее интересы.
Таким образом, организации отвечают перед обществом за его состояние, благополучие, что требует от них направления части ресурсов и усилий по социальным каналам. Сферами ответственности организации являются защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, защита прав потребителей и т.п. Бизнес в этом случае выступает в роли фактора ответственности за развитие общества.
Организации окружают современного человека на протяжении всей его жизни, в организациях - детских садах, школах, институтах, учреждениях, клубах, партиях - большинство людей проводит огромную часть своего времени. Организации (предприятия) создают продукцию и услуги, потребляя которые человеческое общество живет и развивается; организации (государственные учреждения) определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдение; организации (общественные) являются средством выражения наших взглядов и интересов. В конце XX в. организация стала фактически универсальной формой общественной жизни. Если революции (духовные и политические) XIX в. превратили человека из существа патриархального в общественное, то революции следующего столетия сделали его человеком организации.
2.Понятие организационного развития.
Организационное развитие - это плановый, управляемый и систематический процесс преобразований в области культуры, систем и поведения организации с целью повышения эффективности организации в решении ее проблем и достижении ее целей.
3.Основные этапы развития и кризисы роста организации.
Этапы развития и кризисы роста компании по-другому можно назвать жизненным циклом организации. Несмотря на уникальность каждой компании, весь период ее существования можно разбить на основные этапы, через которые она проходит. Переход от одного этапа к другому связан с осуществлением изменений. Для того, чтобы облегчить проведение изменений и переход от одного этапа к другому, необходимо знать особенности каждого этапа в этой цепочке.
Разве можно предугадать, какие трудности поджидают организацию в процессе ее становления и развития?
Не только можно, но и необходимо, если Вы хотите, чтобы Ваша организация успешно справлялась с возникающими проблемами. Современные менеджеры должны уметь разрабатывать стратегии выживания и развития, планировать необходимые «про-активные» (упреждающие) действия и шаги, контролировать происходящие перемены и понимать, что необходимо предпринять для эффективного введения тех или иных организационно-управленческих новшеств. Руководители должны также осознавать важность самих людей и их нужд, как для успешной организации повседневной работы, так и в моменты претворения перемен в жизнь. Поэтому имеет смысл внимательно ознакомиться с основными моделями развития организаций, чтобы затем применять эти знания в Вашей собственной компании.
Какие модели развития организаций существуют?
Существуют различные модели организационного поведения и развития. Общим в них является то, что для организаций, как и для продуктов/услуг существуют свои жизненные циклы. Как и в случае продуктов, жизненные циклы для различных типов организаций могут быть разными. Определенный интерес представляют собой модели, обобщающие основные этапы жизненных циклов.
Одним из примеров модели роста является модель Леона Данко, представленная на рис.5 и представляющая классический вариант жизненного цикла бизнеса (как, впрочем, и любой организации).
Циклы развития бизнеса (по Леону Данко)
Рис. 5. Модель организационного развития Л. Данко.
Данная модель может быть использована и для описания жизненных циклов систем организаций. По горизонтальной оси отложено время - или возраст организации (системы) - молодой - зрелый. По вертикальной оси - изменение размера организации или системы. Под размером организации можно понимать различные параметры. Для организаций на микроуровне чаще имеют в виду изменение годового оборота, балансовой стоимости активов, или численности занятых на предприятии, или рассматривают эти критерии в комплексе.
Как осуществляются переходы от одного этапа развития организации к другому?
Переход от одного этапа к другому может осуществляться постепенно, или достаточно резко и болезненно, сопровождаясь кризисами. При этом меняются типы организационных структур и культур. Как показывают многочисленные исследования специалистов по организационному развитию, для тех организаций, которые имеют и реализуют планы роста, такие кризисы неизбежны, хотя при умелом управлении переменами и достаточно благоприятной внешней среде эти кризисы могут быть достаточно сглаженными и внешне не очевидными.
Для того чтобы успешно управлять переменами в своей организации, менеджеры и консультанты, помогающие в осуществлении этих перемен, должны отчетливо представлять, какого рода кризисы или «подводные камни» могут их ожидать в процессе развития организации. В помощь менеджерам существует модель Л. Грейнера этапов и кризисов роста организации, которую можно сопоставить с моделью циклов организационного развития Л. Данко.
В чем заключаются особенности основных этапов развития компании в модели Л. Грейднера?
Л. Грейнер выделяет пять этапов развития организации, для каждого из которых характерны свои кризисы:
Этап 1: Творчество. (Творческая или хаотичная, «интуитивная» фаза роста): На очень раннем этапе создания и роста организации часто ударение делается в очень сильной степени на «продукт», его разработку и его рынок (рынки). Эта фаза творческой эволюции имеет свои особые характерные черты:
Основатель (основатели) компании обычно обладают какими-либо техническими или предпринимательскими навыками, умениями, способностями. Они не столько фокусируются на менеджерские функции, сколько на производство и продажу нового «продукта» (услуги).
Общение между сотрудниками довольно интенсивно и носит скорее неформальный характер.
Долгие часы работы вознаграждаются сравнительно невысокими (средними) зарплатами, в придачу с надеждами или обещаниями будущей выгоды от участия в собственности