Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На Новый год мне подарили «ручку – шпион». Это очень интересная и необычная ручка, когда ей пишешь, надпись не видна на бумаге, но стоит подсветить надпись ультрафиолетовым фонариком, встроенным на другом конце ручки, надпись проявляется и ее легко можно прочесть. Мне очень понравилось это изобретение, и я решил выяснить, что же внутри за вещество такое и почему оно невидимое. Когда я спросил у мамы, что внутри ручки? Она сказала, что - это невидимые чернила, так и родилась тема моего исследования, в котором я решил выяснить, что же такое невидимые чернила? И можно ли их сделать самому?
Разные шпионские штучки всегда интересуют мальчишек. Прочитав детскую энциклопедию и обратившись к интернету, я узнал, что оказывается, невидимые чернила были известны людям еще в древности, что существует много рецептов невидимых чернил, что иначе невидимые чернила называют – симпатические. И правда, симпатичное название придумали для них ученые. Для меня, как и для многих детей моего возраста, очень интересно узнать, из чего же можно сделать такие «волшебные» чернила, как в моей ручке - шпионе? Вот бы было здорово самому узнать секреты настоящих разведчиков, и научиться ими пользоваться.
Поэтому гипотеза моего исследования такая: изготовить невидимые чернила можно самому в домашних условиях и справиться с этим может даже ребенок.
Целью моей работы является: узнать, что такое невидимые чернила; какие бывают невидимые чернила; и изготовить невидимые чернила в домашних условиях своими руками.
Задачи:
1. Изучить литературу и интернет - источники о видах невидимых чернил и способах их получения.
2. Проверить свою гипотезу о возможности самостоятельного изготовления невидимых чернил.
3. Описать результаты моего эксперимента и сделать выводы.
4. Доказать, что эксперименты являются интересными, увлекательными и познавательными занятиями не только в школе, но и дома.
5. Познакомить с результатами исследований ребят моего класса.
Объект исследования: невидимые чернила.
Предмет исследования: вещества, исчезающие при нанесении на бумагу и проявляющиеся на ней при определенных условиях.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, и Интернет – ресурсов по проблеме; проведение опытов по изготовлению невидимых чернил.
Теоретическое исследование проблемы:
1) Что такое невидимые чернила.
Прежде всего, я решил узнать, что такое невидимые чернила.
Невидимые (симпатические) чернила – это чернила, записи которыми являются изначально невидимыми и становятся видимыми только при определенных условиях (нагрев, химический проявитель, ультрафиолетовыеили инфракрасные лучи и др.).
А теперь, я решил узнать тайну этих необычных чернил.
Прочитав детские энциклопедии и информацию в Интернете, я узнал, что существуют чернила, которые не оставляют следа на бумаге после их высыхания. Они представляют собой бесцветные или слабоокрашенные растворы. Такие чернила называются симпатическими. Надписи или изображения, сделанные симпатическими чернилами, становятся видимыми (проявляются) только после определенного воздействия. Например, нагревания или воздействия некоторыми растворами – проявителями. А еще я узнал, что все эти растворы и их взаимодействие изучает наука – химия.
В зависимости от характера взаимодействия веществ, все невидимые (симпатические) чернила можно условно разделить на такие виды:
• химические;
• фоточувствительные;
• люминесцентные;
• термочувствительные;
• влагочувствительные.
Я решил узнать, в чем различие этих видов симпатических чернил?
2) Виды симпатических чернил
Химические чернила
В состав химических чернил входят бесцветные или слабо окрашенные вещества, которые способны реагировать с другими веществами, образуя ярко окрашенные продукты. Раствор «чернил» наносится на бумагу и высушивается при комнатной температуре. Полученное скрытое изображение проявляется раствором другого вещества (проявитель) или его называют электролит, при помощи пульверизатора или ватного тампона. Иногда проявитель представляет собой газообразное вещество.
Так же я узнал, что например, химическими чернилами пользовались немецкие шпионы. В 1915 году из Англии в Норвегию шпионом было отправлено письмо, в которое он вложил важный документ. На первый взгляд, это была нотная тетрадь. Между строчек нотной тетради немецкий агент сделал надписи с помощью симпатических чернил. Британская контрразведка смогла проявить эту тайнопись, что привело к разоблачению германского шпиона (см. Приложение 1).В состав чернил входил гексацианоферрат калия, текст стал видимым после обработки бумаги солями железа.
Фоточувствительные чернила
Фоточувствительными называются чернила, способные проявляться или исчезать под действием света.
Первая группа таких чернил содержит бесцветные или слабоокрашенные вещества, которые разлагаются при освещении видимым светом. Продукты разложения таких веществ окрашены или образуют окрашенные соединения в результате взаимодействия с другими компонентами чернил.
Ко второй группе относятся чернила, «исчезающие» при освещении и снова проявляющиеся в темноте.
Фоточувствительные чернила наносят на бумагу и высушивают на воздухе. Надпись проявляют или удаляют, освещая ее ярким солнечным светом.
Люминесцентные чернила
Эта группа чернил содержит бесцветные либо слабо окрашенные вещества, способные к люминесценции под действием ультрафиолетового излучения. Для проявления таких чернил надпись освещают ультрафиолетовой лампой. После прекращения действия ультрафиолета надпись исчезает. Люминесцентные чернила активно используются полицией и спецслужбами, а также студентами – во время контрольных или экзаменов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.
2. Лаврова С.А. Загадки и тайны обычных вещей. – Изд. «Белый город», 2006.
3. Лаврова С.А. Моя первая книга. Занимательная химия для малышей. – Изд. «Белый город», 2009.
4. Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1994.
5. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Пер. К.Мишиной, А.Зыковой. – М.: Эксмо, 2007.