Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Принятие целого ряда нормативно-правовых документов в сфере детства, семьи и воспитания, реализация Стратегии развития воспитания, объявление десятилетия детства в Российской Федерации существенно расширили возможности участия детей в принятии решений, затрагивающих их права и интересы. За последние четверть века существенно изменились виды общественной активности подрастающего поколения.
Особая роль в реализации опосредованных форм участия молодежи в управлении делами общества и государства принадлежит детским и молодежным общественным объединениям. Молодежные объединения можно рассматривать как «школу», в которой дети и молодежь получают уроки формирования активной личной позиции в реализации гражданских прав. Сектор молодежных общественных организаций развивается достаточно активно.
В настоящее время статистика о количестве детских общественных объединений в Российской Федерации не ведётся. Тем не менее, по данным Министерства юстиции их не менее 450 тысяч. В это количество входит 2800 зарегистрированных детских общественных объединений численность которых от 50 до несколько тысяч человек.
Эти данные позволяют говорить о том, что, не имея полной картины о сформированности детских общественных объединений как особого социального института воспитания невозможно объективно разработать механизмы социально-педагогической поддержки детских общественных объединений на разных уровнях (образовательной организации, территории, регионов, страны в целом).
Целью данной работы является рассмотрение целей и функций детских объединений и организаций.
Задачи:
- рассмотреть актуальность развития и поддержки детских объединений;
- изучить сущность и виды детских объединений;
- проанализировать признаки, задачи и функции эффективно действующих детских общественных объединений;
- описать принципы и формы деятельности общественных объединений.
1 Актуальность развития и поддержки детских объединений
За последние годы, начиная с двухтысячного, возрос интерес к разработке региональных программ поддержки детских общественных объединений. Старт этому процессу был дан на коллегии Министерства образования, на которой были приняты первые рекомендации «О взаимодействии школы и детских общественных объединений». Их принятие позволило сблизить позиции об «общественной деятельности обучающихся» руководителей сферы образования и лидеров детских общественных объединений. В 2008 году состоялось обсуждение проблем поддержки деятельности детских общественных объединений в Федеральном собрании Государственной думы, в 2012 впервые состоялись Парламентские слушания с участием представителей детских общественных объединений. Неоднократно на заседаниях Общественной палаты РФ рассматривались предложения о разработке механизмов общественно-государственного взаимодействия в интересах детей. За последнее время стремительно изменились интересы и жизненные приоритеты детей. А именно они лежат в основе осознанного выбора общественной деятельности.
Необходимость разработки механизмов социально-педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений, организаций связаны с тем, что наиболее активно процесс развития социальных качеств личности происходит, если обучающийся ориентирован на партнёрство, способен к взаимному доверию, компромиссу, включен в процесс социального проектирования и выдвигает различные инициативы, беря за них ответственность. При этом детское общественное объединение, организация являются средой воспитания личности в условиях:
1) Становления и развития коллективных отношений
2) Определения и следования ценностным ориентирам «социального служения»
3) Наличия социально-значимой деятельности, позволяющей почувствовать обучающемуся себя «человеком общественным»
4) Необходимость понимание сущности деятельности детских общественных объединений, организаций в воспитательном процессе образовательной организации, связана с тем, что значительная часть существующих сегодня в школах детских формирований позиционирует себя в нормативных документах (положениях, уставах, декларациях и т.д.) по-разному – Союз, Ассоциация, Содружество, Государство, Парламент, Дума .
К сожалению, следует помимо позитивных тенденций отметить и явление «выталкивания» детских общественных формирований из стен школы. Многие, но не большинство, участников педагогических конференций, семинаров, встреч считают общественную деятельность в стенах школ не желательной. При этом весьма позитивно относясь к тому, что общественная деятельность детей и подростков будет организована в других территориальных организациях (по месту жительства, в клубах, в учреждениях дополнительного образования и т.д.). Аргументами таких мнений служат:
1) Необходимость дополнительных усилий педагогов, которые «и так перегружены»
2) Опасения появления «пионеров», «скаутов», активистов РДШ, Юнармии в одном классе, школе
3) Непонимание места детского самодеятельного формирования (объединения, организации) в современной школе
4) Отсутствие кадров, способных поддерживать общественную активность и инициативы обучающихся разного возраста
Помимо этого, в практике образовательных организаций часто перепутаны, смещены и подменены понятия «самодеятельности», «общественно-значимой деятельности» и употребление их в контексте «организации воспитательных мероприятий».
2 Сущность и виды детских объединений
В современный период все большее значение приобретают различные объединения молодых граждан в сети Интернет. Появление такого рода «электронных общественных объединений» обусловлено переходом к новому типу отношений, развивающихся в рамках информационного общества, построения «электронного государства».
Новые коллективные субъекты, как правило, создаются с целью решения разовых молодежных вопросов, создаются на временный срок и выступают наиболее быстрым, эффективным и доступным способом участия молодежи в управлении делами общества и государства.
В связи с появлением «электронных общественных объединений» важно определить, требуется ли разработка нового блока законодательства либо достаточно применить по аналогии имеющуюся регламентацию правового статуса данных субъектов на сферу информационного пространства.
Классифицируют детские объединения по:
1. направлениям деятельности: военно-патриотическое воспитание; гражданско-патриотическое воспитание;
2. содержанию деятельности, формам и методам патриотического воспитания: направленные на профессионально-военную ориентацию подростков; физическое развитие детей; культурно-историческое познание; экономическое, политическое, и т.п.;
3. связи с иными социальными институтами: с государственными учреждениями, общественными организациями, гражданского типа; учреждения различных министерств и др.;
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ибрагимова О. В., Юсупова А. М. Работа с молодежью в условиях глобализации//Инновационный потенциал молодежи: патриотизм, образование, профессионализм. 2019. С. 151-160
2) Коряковцева О.А. Государственная молодежная политика как фактор общественно-политической активизации молодежи в постсоветской России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Ярославль, 2019.
3) О направлении методических рекомендаций по организационно-методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления и по совершенствованию сетевого взаимодействия в системе воспитания: Письмо Минобрнауки России от 02.08.2017 No ТС-512-09 // Администратор образования. – 2017. – No 18. – С. 7-23.
4) Радецкая И. В. Современные поколения в детском объединении. Школьное лесничество : учеб. пособие / И. В. Радецкая, М. Р. Мирошкина, О. Г. Варфоломеева ; Забайкал. гос. ун-т. – Чита : ЗабГУ, 2019. С. 95-100
5) Тетерский, С.В. Педагогический потенциал детско-молодежных общественных объединений / С.В. Тетерский / ПОРТАЛУС: Всероссийская база полнотекстовых публикаций. – URL:http://portalus.ru
6) Фришман И. И. Развитие механизмов социально-педагогической поддержки деятельности детских общественных организаций, объединений в образовательных организациях// ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА: КОНСОЛИДАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ В ИНТЕРЕСАХ РЕБЕНКА. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Гл. редактор Н.А. Паршиков. 2020. С. 6-13