Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждая профессия предъявляет свои требования к специалисту. Где-то есть спрос на креативные, энергичные умы, другим же требуются неторопливые, склонные к глубокому анализу сотрудники. Все эти так называемые капитальные черты или устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности есть темперамент. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия.
Основные типы темперамента это: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Чистыми холериками или флегматиками люди бывают редко. Психологи считают, что человек – это, скорее смесь разных темпераментов с преобладанием какого-то одного. Вопрос, кем быть: сангвиником или меланхоликом, не имеет смысла. Так как не бывает хороших или плохих типов темперамента. Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий, и меньше для других.
Темперамент – совокупность тех или иных постоянных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении (в его реагировании на внешние впечатления, в характере смены его настроений и т.п.), зависящих от физиологических условий его организма и образующих определенный психический тип.
В научной литературе большое внимание уделяется темпераменту школьников. Но мало кто задумывается о темпераменте учителя, хотя именно от педагога зависит успех учебно-воспитательной работы в школе. Известно, что темперамент не определяет результатов деятельности учителя, однако влияет на процесс и методы его работы.
Приходя в школу, учитель уже обладает определенным темпераментом: флегматическим, холерическим, сангвинистическим или меланхолическим. Как же это влияет на его работу и отношение к ученикам?
Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель работы: выявление взаимосвязи типа темперамента и особенностей эффективной организации педагогического процесса.
Задачи:
1) ознакомиться с историей учения о типах темперамента;
2) провести диагностику по методикам Г.Айзенка, А.Белова;
3) проанализировать полученный диагностический материал;
4) дать обобщение и интерпретацию полученных результатов;
5) на основе полученных данных разработать рекомендации педагогу по наиболее эффективному использованию сильных и слабых сторон преобладающего типа темперамента в педагогическом процессе.
1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ
История изучения типов темперамента человека началась с учения знаменитого древнегреческого врача Гиппократа. Он на основе гуморального подхода выделил четыре типа жидкостей в организме: крови, слизи, жёлтой желчи, чёрной желчи. «Каждая жидкость имеет свои свойства; кровь-тепло, слизь-холод, жёлтая желчь-сухость, чёрная желчь-влажность, и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям» [1, с.60].
Философ Аристотель выделил различия людей на основе разницы в составе крови. «Он заметил, что способность к свёртыванию крови у разных животных не одинаковая. Большая быстрота свёртывания обуславливается, по его мнению, преобладанием твёрдых, или земляных, частиц, меньшая – преобладанием водных, или жидких частиц. Жидкая кровь холодная и предрасполагает к страху, кровь же, богатая плотными веществами, отличается теплотой и предрасполагает к гневу» [1, с.60].
«…Гален, живший во II веке нашей эры, дал первую развёрнутую классификацию темперамента, базировавшуюся на гуморальных представлениях Гиппократа. Она включала 13 типов темперамента. С его точки зрения, преобладание жёлтой желчи свидетельствует о холерическом темпераменте, преобладание крови – о сангвиническом, преобладание чёрной желчи – о меланхолическом темпераменте, а преобладание слизи – о флегматическом темпераменте»[1, с.61].
Представления о типах темперамента в эпоху античности было построено на основе представлений о строении человеческого тела. С развитием науки и медицины, менялись и представления и классификации типов темперамента.
«…П.Ф. Лесгафт считал, что в происхождении темпераментов очень важную роль играет широта просвета и толщина стенок сосудов: у холериков – малый просвет и толстые стенки, что приводит к быстрому и сильному течению крови; у сангвиников – малый просвет и тонкие стенки, что способствует быстрому и слабому течению крови… » [1, с.62].
«…И. Генле, предложил оригинальную и, надо признать, представляющую интерес и в настоящее время собственную теорию темперамента, базирующуюся на «тонусе» нервной и мышечной систем. С точки зрения этого учёного, никогда не прекращающийся тонус нервной системы достигается у разных людей весьма различной степени. Чем сильнее тонус, тем легче возбуждается данный человек, тем меньшее прибавочное раздражение требуется для того, чтобы вызвать в нем соответствующие ощущения, чувства или действия» [1, с.63].
А. Фулье французский философ исходя из учения об обмене веществ создал свою теорию. «По Фулье, в одних случаях преобладают процессы распада энергоисточников, в других – процессы восстановления. Исходя из этого, характеристиками сангвинического темперамента надо считать: преобладание восстановление, избыток питания, быстрая, но слабая и непродолжительная реакция.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – М.: ПИТЕР, 2001. – 454 с.
2. Батаршев, А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента - к характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
3. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий / Е. А. Климов. – М., 2012.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум: Для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. – 2. изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 703 с.