Фрагмент для ознакомления
2
1. Структура знания. Чувственное и рациональное знание
Знание представляет собой отражение в сознании человека объективных характеристик действительности. Познание – это процесс, который начинается с чувственной ступени и переходит к рациональной ступени. Познание выступает деятельностью сознания. Сознание включает в свою структуру абстрактное мышление и психику. Рациональное знание основывается на абстрактном мышлении, а чувственное знание - на психике. Рациональное знание описывается как логическое, понятийное познание.
Структура знания помимо чувственной и рациональной ступеней включает в себя и другие элементы –рефлексию, интуицию, веру (в виде доверия и уверенности).
Посредством чувственного познания, которое связано с психикой, органами чувств, субъект способен познать только те свойства, связи, которые доступны прямому созерцанию. Т.е. оно нацелено на познание единичных предметов, их внешних сторон, человек видит явления, но не их сущность, обладает наглядно-образным характером [4].
Три главные формы чувственного познания:
1). Ощущения, представляющие собой субъективный образ объективного мира. Они предоставляют знания отдельных сторон явлений и предметов (красное, твердое, и т.п.).
2). Восприятия, выступает целостным образом явления, предмета, который формируется при непосредственном контакте с ним. Является комплексом ощущений.
3). Представления. Это целостный образ предмета, который воспроизводится по памяти. При этом человек что-то забывает, т.е. возникает возможность абстрагирования от единичного, случайного. Чаще всего человек запоминает то, что чаще повторяется – общее. Другими словами, появляется возможность обобщения. А это уже выступает ступенью к абстрактному мышлению – образованию понятий, к рациональному познанию. Но их представление еще носит по большей части обобщенно-наглядный характер.
Человек, как и его органы чувств формируется не только в определенной природной, но также и в социокультурной среде. Чувственное восприятие мира напрямую зависит не только от особенностей нервной системы, но формируется в культуре и непосредственно зависит также и от нее (особенно эмоциональная оценка, хорошо-плохо и др.). Чувственное отражение несет в себе отпечаток личности, хотя и отражает черты объективного мира. Момент субъективности в данном случае сильно выражен и играет особую роль.
Рациональное познание за явлениями стремится проследить их сущность, за единичными событиями – их общие черты и закономерность за случайностями. Такое «видение» имеет не наглядный, чувственно-конкретный характер, а абстрактный, отвлеченный, характер, не обладает наглядной образностью, а потому нуждается в материальном носителе – слове. Процессы познания исследованию доступны только в языковой форме.
Переход к рациональному от чувственного знания реализуется посредством таких методов как обобщение, абстрагирование, идеализация и др. [4].
Три главные формы рационального познания:
1). Понятия - слово или словосочетание, которое фиксирует общие, наиболее существенные черты явлений и предметов.
2). Суждения - предложения, в которых что-то отрицается или утверждается, связь понятий.
3). Умозаключения – выводы, связь между суждениями. Умозаключения или выводы делаются на основании двух или нескольких суждений и выступают новым суждением-умозаключением. Умозаключения в основном делаются с применение методов дедукции и индукции.
Системой умозаключений выступает мировоззрение. На уровне не обыденного, а научного познания умозаключения приобретают достаточно сложный системный характер гипотез, проблем, теорий и др.
Познание проходит «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него затем – к практике». Другими словами, познание и на рациональном, и на чувственном уровне, в обязательном порядке связано с практикой, которая выступает в виде: 1. источника познания, 2. целью познания и 3. критерием истинности знаний.
Чувственное и рациональное выступают двумя диалектическими противоположностями – они и отрицают, и дополняют друг друга, существуя в борьбе и единстве. Немецкий философ Риккерт (1863-1936) отмечал: «Познание – превращение индивидуальных созерцаний и восприятий в общезначимые суждения» [5].
Однако были и существуют философы, которые метафизическим образом разрывают их, преувеличивая роль одной из сторон познания и недооценивая роль другой:
1. сенсуалисты (сенсорный, чувственный) – отмечают, что нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах. Разум только классифицирует чувства, не внося при этом ничего нового (Локк, Гоббс и др.)
2. рационалисты (рацио – разум) – отмечают, что чувства способны приводить нас к заблуждениям и только разум может дать истину (Декарт и др.).
Диалектики считают, что человек идет к разуму от чувств, начинает познание с ощущений, далее посредством разума их анализирует, ощущения дают разуму материал. Но разум выступает не просто классификатором, он творчески абстрагирует, анализирует, обобщает, делает то, что не способны чувства. С другой стороны, разум ставит задачу для наблюдения посредством
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. - М.: Проспект, 2017. - 588с.
2. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.: Питер, 2008. – 519с.
3. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков; Учеб. пособие для филос. факультетов университетов. – М.: Высш. шк., 2013. – 448с.
4. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина. М., 2003. 688 с.
5. Философия: учебник / под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 522с.