Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
1924 год стал важной вехой в истории советской внешней политики. Были достигнуты существенные успехи в направлении сотрудничества со странами Европы и Азии. Именно в этом году СССР был официально признан 12 государствами, то есть большим количеством стран, чем за весь предыдущий период своего существования. В связи с этим видится важным подробно рассмотреть процесс установления официальных отношений между Советским Союзом и четырьмя государствами, которые играли важную роль в политике России на международной арене еще с дореволюционного этапа, – Великобританией, Францией, Италией и Китаем. Особенное внимание при этом будет обращено на исторический, экономический и политический фон дипломатического признания Советского Союза.
1 ПРИЗНАНИЕ СССР ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ
К моменту официального признания Советского Союза Великобританией отношения двух стран имели солидный бэкграунд. Сразу же после Октябрьской революции 1917 года британское правительство предпринимает со своей стороны действия, которые должны были поспособствовать установлению неофициальных контактов с новым правительством в России. При этом со стороны Лондона осуществлялись шаги для недопущения подписания мира между советским правительством и Германией, а когда мир все же был заключен, британские войска начали интервенцию, стремясь не допустить усиления Германии за счет оккупации российских территорий. Помимо этого была организована морская блокада, которая значительно сократила возможности Советской России для внешнеэкономических контактов [1, с.16-17].
На следующем этапе с укреплением позиций советской власти стороны пошли на сближение. В марте 1921 года между государствами было подписано торговое соглашение, которое рассматривается в историографии как признание Советской России де-факто со стороны Лондона [8]. Однако между государствами сохранялись серьезные противоречия, которые привели к эскалации напряжения в 1923 году в связи с «ультиматумом Керзона». Британская сторона потребовала от СССР прекратить поддержку национально-освободительных движений на Востоке, сократить зону территориальных вод, остановить репрессии против священнослужителей, а также выплатить средства в качестве компенсации родственникам подданных Великобритании, которые были арестованы или казнены в Советском Союзе. В случае неисполнения требований Лондон угрожал разорвать ранее заключенный торговый договор [9]. Ультиматум был отклонен советской стороной, однако в силу наличия общих экономических интересов компромисс между двумя правительствами все же был найден [1, с.19].
Победа в 1924 году на парламентских выборах в Великобритании партии лейбористов, имевшей широкую социальную поддержку, в том числе среди рабочего класса, привела к дипломатическому сближению Лондона и Москвы [3].
В письме представителя советской стороны лидеру партии лейбористов Макдональду от 16 января 1924 года отмечалось, что процесс возможного признания СССР со стороны Великобритании не должен напрямую связываться с динамикой двусторонних экономических контактов. При этом подчеркивалось, что сближение государств может привести к позитивным экономическим последствиям для обеих сторон. Например, указывалось, что при снятии существовавших на тот момент ограничений, мог быть значительно увеличен британский экспорт в Советский Союз. Кроме того советская сторона делала акцент на перспективах концессионного сотрудничества, а также отмечала необходимость предоставления кредитов Советскому Союзу, который был ограничен в возможностях траты наличных средств [4, с.27-34].
Уже в начале февраля в результате обмена дипломатическими нотами между СССР и Великобританией 1 и 8 числа соответственно было закреплено признание Советского Союза британской стороной де-юре. Примечательно, что Лондон признал СССР в границах территорий бывшей Российской империи, признававших на тот момент власть Москвы. Важно отметить, что занимавший ранее значительное место в дискуссии между двумя государствами вопрос об оплате дореволюционных долгов был признан не имеющим первостепенной важности. Советская сторона, в свою очередь, продемонстрировала ориентацию на дальнейший диалог, заявив о готовности предпринять действия по восстановлению утраченного доверия со стороны Великобритании [4, с.53-55].
В дальнейшем экономические вопросы продолжали занимать особое место в советско-британских отношениях. В частности в течение месяца после официального признания представители советского правительства акцентировали внимание на необходимости обеспечения СССР кредитами для повышения уровня двусторонних экономических связей [4, с.62-65]. Помимо этого стороны обозначили заинтересованность в создании отдельного торгового комитета, который бы сконцентрировался на торговых и финансовых претензиях двух стран друг к другу [4, с.109-114].
Дискурс о взаимных долговых требованиях был одной из важнейших составляющих советско-британских отношений этого периода. Например, за три дня до открытия Англо-Советской конференции председатель СНК Украины в интервью одному из изданий высказал мнение о том, что в ходе интервенции с участием британских войск больше всего пострадала Украинская ССР. Вследствие этого, по мнению чиновника, Великобритания должна была в отдельном порядке компенсировать потери украинских крестьян [4, с.193].
Обозначенная выше Англо-Советская конференция, проходившая с 14 апреля по 12 августа 1924 года, стала важной вехой в развитии советско-британских отношений этого периода. Основными целями ее созыва были обеспечение урегулирования сложных вопросов, имевших место в двусторонних отношениях, а также создание почвы для дальнейшего развития двусторонней торговли [8]. В выступлении председателя советской делегации на открытии конференции основное внимание обращалось на возможность выстраивания благоприятных двусторонних экономических контактов. Подчеркивались преимущества, которые могут открыться перед развитой британской промышленностью при углублении партнерства с СССР, который имел 130-миллионное население, нуждающееся в промтоварах. Отдельно обращалось внимание на тот факт, что различия экономических систем Великобритании и Советского Союза не должны помешать развитию экономических контактов. При этом советская сторона озвучила и позицию по политическим вопросам, указав, в частности, на возможность вступления в Лигу наций, если этот международный институт не будет обладать карательной функцией [4, с.193-205].
После этого стороны приступили к продолжительным переговорам. В ходе поиска компромиссов советская сторона в конце апреля заявляла о недопустимости обсуждения вопросов реституции относительно собственности на территории России, которая ранее принадлежала британским подданным [4, с.216-220].
К середине мая было достигнуто соглашение по вопросам рыбной ловли и территориальных вод: стороны обозначили, какие части Северного Ледовитого океана находятся в зонах исключительных интересов обеих держав [4, с.276-277].
В меморандуме советской делегации от 20 мая указывалось на возможности восстановления кредитных отношений между странами, что могло бы выразиться в предоставлении займов со стороны Великобритании Советскому Союзу, который особенно в этом нуждался из-за последствий двух войн. При этом обращалось внимание на большую кредитоспособность СССР по сравнению с некоторыми европейским