Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Анализ развития человеческой цивилизации позволяет сделать вывод о прямом непосредственном воздействии традиций и ценностей того или иного общества на его социальную и культурную среду. Однако необхо-димо понимать, что сами традиции и ценности также появляются в челове-ческом сообществе не на пустом месте, а под воздействием жизненного опыта, опыта взаимодействия с окружающей средой и опыта взаимодей-ствия с другими сообществами.
Традиции любого социального сообщества представляют собой ба-зовые элементы социального и культурного наследия, передаваемого на протяжении длительного времени как между поколениями данного сооб-щества, так и прививаемые новым членам сообщества. При этом традиции призваны исполнять воспитательные функции, формировать сложные при-вычки, а также определённые стандарты и направленность поведения.
Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, и возникают как результат эмпирического и духовно-го познания окружающей действительности. Какую бы традицию мы ни взяли, исследовав её корни, как правило, мы придем к выводу, что она- эта традиция жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся претенци-озной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно.
Целью данной работы является рассмотрение культуры и личности; социокультурной среды как условия формирования человека; инкульту-рации и социализации.
1 Культура и личность. Социокультурная среда как условие формирования человека
В современных информационных и литературных источниках встре-чаются различные определения культуры, отражающие ее сущностное со-держание. В «широком» понимании культура «включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, си-стему ценностей, традиции и мировоззрение» .
Согласно одной из формулировок, культура предстает «как система личностной и общественной саморегуляции, которая закладывает ме-гатренды дальнейшего развития общества»; «искусство, наряду с наукой и образованием, представляет собой способ познания окружающей действи-тельности». Общая цель организаций культуры и искусства состоит в со-здании и распространении различных видов культурных благ и ценностей, предоставлении услуг, которые являются социально значимыми для обще-ства. Процессы в социально-культурной сфере чрезвычайно сложны, что связано с многообразием культурных миров и видов обществ.
На протяжении многих веков культура творит человека, воспроизво-дя в его сознании важнейшие жизненные смыслы и ценности, предопреде-ляющие высшие, базовые экзистенциальные основы социального бытия личности. Культура и искусство для человеческой цивилизации всегда бы-ли сферой духовного производства, покрытых тайной явления чуда, ми-стического рождения художественного образа из глубинных структур че-ловеческого сознания. Эту тайну много веков силятся разгадать и сами творцы искусства, поразному выражая рождение замысла, поиск концеп-туальной идеи, выбор средств ее воплощения, авторскую интерпретацию созданного произведения. Авторство, субъектность творца всегда были привилегией деятеля искусства, выражающего в созданном творении не только собственное видение предмета художественного отображения, но и предлагающего зрителю авторскую трактовку, оценку реальности, фор-мирующего идейно-смысловой контекст культуры, пробуждающего лирой «чувства добрые», «дум высокие стремленья», стремящегося «глаголом жечь сердца людей». Воспроизводя в произведениях искусства важнейшие духовные смыслы и идеи, художники тем самым ретранслируют сквозь времена и пространства систему жизненных координат, представления о границах долженствования, критерии добра и зла, высокого и низкого, ге-роического и комического – весь спектр накопленных человечеством пред-ставлений о том, как следует жить, чтобы сохранить в себе человеческое. Смысл акта художественного творения в том и состоит, чтобы показать зрителю путь к свету, к свободе, к гуманизму.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 287 с.
2) Булатников И.Е. Личность. Мораль. Воспитание: Проблемы со-циально-нравственного становления личности в условиях глобализации культуры. Избранные труды И.Е. Булатникова: В 2 тт. – Т.1. – Курск: ВИП, 2017. – 392 с.
3) Винникова Е. А. Теоретические подходы к определению социо-культурной среды как социального феномена / Историческая и социально-образовательная мысль. – 2018. – No 10–6/1. – С. 84–89. - Текст: непо-средственный.
4) Горелова И.Н. Соотношение понятий «социализация» и «инкуль-турация»//ПОЗИЦИЯ. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХ-НИКИ. 2018. № 12. С. 126-132
5) Горяинова О.И. Социализация // Прикладная культурология. Эн-циклопедия / Сост. И научн. ред. И.М. Быховская. М.: Согласие, 2019. С. 759-768.
6) Приступа Е.Н. Семья как институт первичной социализа-ции//АПГРЕЙД СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: ЭТАПЫ СТАРТАПА. ОБ-НОВЛЕНИЕ 2025. Материалы Всероссийской научно-практической кон-ференции с международным участием. 2019. С. 150-160
7) Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления пост-индустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в со-временной социальной практике//ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. II Международная научно-практическая конференция. Ереван, 2020. С. 328-248
8) Тихонова В. А., Культура в контексте противоречий глобализа-ционного процесса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2019. — № 2. — С. 22-30
9) Урусова Л.Х. К вопросу о детерминантах социализации// ЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2019. № 10. С. 475-477
10) Харалампиду И. Д. Технологии формирования социокультурной среды// Фундаментальные научные исследования. Сборник научных тру-дов по материалам XLIV Международной научно-практической конфе-ренции (г.-к. Анапа, 14 января 2022 г.). – Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2022. С. 23-26