Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Административное право составляет основу правового регулирования отношений управленческого характера, которые возникают в разнообразных сферах жизни нашей страны. Без него невозможно представить нормальное функционирование и взаимодействие общества и государства. Ведущую позицию при этом занимают юридически властные предписания, выраженные в конкретных обязанностях, закрепленных в нормах административного права. С их помощью обеспечивается упорядоченное и согласованное регулирование общественной жизни во всех ее сферах и осуществление механизма государственной власти, в распоряжении которой имеются все необходимые для этого юридические средства.
Потребность в управлении сложилась исторически и получила многовековое развитие, поскольку необходимы особые регуляторы, имеющие своим непосредственным объектом организующую деятельность органов власти. Подобная деятельность в настоящее время в России возникает как на государственном, так и на муниципальном уровне.
Современное административное право России регулирует повседневно возникающие правоотношения управленческого характера, в том числе управленческую деятельность органов государственной власти. Такие управленческие отношения складываются в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, при прохождении государственной службы или при привлечении к административной ответственности.
Обязательным участником управленческих отношений является орган государственного управления, как на уровне Российской Федерации, так и региональном (субъекта РФ). В связи с осуществлением возложенных на них функций претворения требований норм права в жизнь, эти органы названы органами исполнительной власти и являются неотъемлемыми элементами системы исполнительной власти в России.
1. Понятие, система и источники административного права
Существует достаточно большое количество определений административного права. Приведем некоторые из них:
– самостоятельная отрасль системы материального права Российской Федерации, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в сфере административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства по поводу и в связи с необходимостью обеспечения реализации (исполнения, соблюдения, использования, применения) физическими лицами и организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в целях достижения баланса публичных и частных прав, законных интересов ;
– самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации, нормы которой регулируют посредством использования специальных методов общественные отношения в сфере административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства, складывающиеся по поводу обеспечения исполнения физическими лицами и организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами норм различной отраслевой принадлежности федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации ;
– ведущая отрасль публичного права российской правовой системы, представляющая собой системную совокупность материально-правовых и процессуальных норм, регулирующих особую группу общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, и характеризующихся особой связью – власти и подчинения между ее субъектами по исполнению законов и подзаконных актов с целью достижения социально-полезных результатов ;
– отрасль российской правовой системы, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при формировании и функционировании государственной администрации, а также отношения, возникающие при применении любыми уполномоченными правом субъектами мер административно-правового принуждения, при рассмотрении во внесудебном порядке жалоб граждан ;
– отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления); внутриорганизационные отношения субъектов государственного управления в аппаратах законодательных, судебных и иных государственных органов, связанные с организацией их деятельности и прохождением в них государственной службы, а также связанные с осуществлением административного судопроизводства ;
– отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях ;
Таким образом, в отрасли административного права сформировались два направления, связанные с определением административного права. Основу такой дифференциации составило неединообразное понимание категории «административная юрисдикция». В результате чего можно
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144. –4 июля.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 1.
3. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. –2020. – № 45. – Ст. 7061.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
5. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 20.10.2022) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 4. – Ст. 346.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vsrf.ru/Show_pdf.php?Id=6445 (дата обращения: 03.01.2023).
7. Административное право России: учебник и практикум для вузов / Под редакцией А.И. Стахова, П.И. Кононова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 484 с.
8. Административное право: учебник для вузов / Под общей редакцией А.В. Зубача. – М.: Юрайт, 2020. – 530 с.
9. Актуальные проблемы административного права и процесса: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М.В. Костенников, А В. Куракин, A.M. Кононов [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 495 с.
10. Волков А.М. Административное право: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2020. – 457 с.
11. Конин Н.М., Маторина Е.И. Административное право: учебник для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 431 с.
12. Макарейко Н.В. Административное право: учебное пособие для вузов. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 280 с.
13. Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 456 с.
14. Попова Н.Ф. Административное право: учебник и практикум для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 333 с.