Фрагмент для ознакомления
2
Введение: Анатомия исторически была одним из основополагающих дисциплин в медицинском образовании. До недавнего времени диссекция и дидактические лекции были единственными методами обучения анатомии. В настоящее время методология преподавания анатомии эволюционировала в связи с бурным развитием информационных технологий, с внедрением парадигмы студент-центрированного обучения, интерактивных методов и компетентностного подхода в медицинском образовании. Так, например, современные медицинские учебные программы по анатомии уделяют меньше внимания собственно анатомическому образованию и недооценивают ценность препарирования.
Ошибка: отсутствие ссылки, нарушение логики (о каких современных медицинских программах говорит автор?).
Многие медицинские образовательные организации в настоящее время делают больший упор на модели, визуализацию, моделирование и интернет для дальнейшей консолидации и расширения опыта обучения. Более того, некоторые университеты даже полностью отказались от диссекции в пользу удобных к пользователю мультимедиа, альтернативных подходов к обучению и новых приоритетов клинической практики. Учебная программа по анатомии в данный момент проходит реформирование на международном уровне. Но на данный момент нет единого подхода и мнения по поводу оптимальной учебной программы обучения анатомии. В связи с этим нами были проанализированы литературные данные за последние годы, отражающие эффективность различных интерактивных методов обучения анатомии по результатам проведенных исследований и опыта применения. Новое знание: анализ истории развития диссекции (выводные суждения), актуальность статьи/исследования, постановка проблемы
(2) Интерактивные лекции. Традиционные дидактические лекции на протяжении веков были популярным способом распространения информации, где преподаватель доставляет хорошо подготовленный монолог группе студентов, которые пассивно получают информацию. Но, у них есть свои преимущества, так как они могут быть особенно эффективны для распространения многих фактов для большой группы учеников за короткое время, синтезирования информации из нескольких источников и разъяснения сложных понятий. [1,2]. Хорошо продуманные презентации лекций могут быть графически впечатляющими. По данным Mayer R.E. и Anderson R.B. возможность интеграции текста, изображений, видеороликов и анимаций в презентации лекции является большим преимуществом и улучшает процесс обучения, что приводит к лучшей интеграции и сохранению знаний [3]. Результаты многочисленных исследований, проведенных с целью определения эффективности, а также предпочтения студентов в предоставлении лекций, свидетельствуют о том, что эффективность лекции повышается при комбинации двух или более методов обучения [4-8]. Включение нескольких простых активных стратегий обучения может значительно продвинуться в традиционной лекции, ориентированной на студентов. Некоторые из мероприятий, которые могут быть представлены на лекционной сессии, заключаются в следующем: обратная связь со студентами, возможность представить клиническую проблему и попросить учащихся применить то, что только что было изучено в ходе лекции, чтобы найти анатомическую основу, ролевая игра студентов, распознавание анатомических структур по схемам и рисункам, отражение важных моментов, полученных в ходе лекции [9,10]
Блоки нового: авторское умозаключение. Старое знание: обобщение предыдущего опыта и проведенных исследований.
(3) Проблемно-ориентированное обучение. Современная тенденция в медицинском образовании заключается в интеграции фундаментальных знаний в области науки с клиническим применением этих знаний. Проблемно- ориентированное обучение (problem-based learning, PBL) - это хорошо зарекомендовавший себя ориентированный на ученика подход к обучению. Благодаря этой стратегии обучения, студенты приобретают навыки творческого мышления, работая совместно для решения сложных открытых клинических проблем открытого типа [11,12]. Знания, полученные с помощью метода PBL, являются клинически значимыми и, скорее всего, будут лучше усваиваться студентом, поскольку для активного участия учащегося требуется поиск для приобретении информации. Важнейшим аспектом PBL является процесс разработки навыка, который может быть использован, когда ученик фактически сталкивается с клинической проблемой, которая не соответствует «учебнику». Старое знание: выводное суждение.
(4) По мнению Nayak S. и соавторов, интегрированная учебная программа на основе систем органов, использующих PBL в качестве основного метода обучения может привести в определенной степени к фрагментации анатомии, и если разработчики учебных планов не будут осторожны, это может привести к упущению некоторых важных компонентов предмета, поэтому ряд анатомов рекомендуют, чтобы будущая учебная программа по анатомии представляла собой гибрид PBL и традиционных учебных программ [13,14]. Старое знание: выводное суждение.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Dipiro JT. Why do we still lecture? // Am JPharm Educ. – 2009. – V.73. – P.137.
2 Charlton BG. Lectures are such an effective teaching method because they exploit evolved human psychology to improve learning //Med Hypotheses. – 2006.-V. 67. – P. 1261-5.
3 Mayer RE, Anderson RB. The instructive animation: helping students build connections between words and pictures in multimedia learning // JEduc Psychol. – 1992/ - V.84. – P. 444-52.
4 Szabo A, Hastings N. Using IT in the undergraduate classroom: should we replace the blackboard with PowerPoint? // Comput Educ. – 2000. – V. 35. – P. 175-87.
5 Bartsch RA, Cobern KM. Effectiveness of PowerPoint presentations in lectures // Comput Educ, - 2003. – V. 41. – P. 77-86.
6 Garg A, Rataboli PV, Muchandi K. Students' opinion on the prevailing teaching methods in pharmacology and changes recommended. Indian // J Pharmacol. – 2004. – V. 36 – P.155-8.
7 Novelli EL, Fernandes AA. Students' preferred teaching techniques for biochemistry in biomedicine and medicine courses // Biochem Mol Biol Educ. – 2007. – V. 35. – P. 263-6.
8 Seth V, Upadhyaya P, Ahmad M, et al. Impact of various lecture delivery methods in pharmacology // EXCLIJ. – 2010. – V.9.- P. 96-101.
9 Lorn B. Classroom activities: simple strategies to incorporate student-centered activities within undergraduate science lectures.// Undergrad Neurosci Educ. – 2012. – V.11.- P. 64-71.
10 Saulnier BM. From "Sage on the Stage" to "Guide on the Side" revisited: (un)covering the content in the learner-centered information systems course // Information Syst£duc. – 2008. – V.7. – P. 3-10.
11 Distlehorst LH, Dawson E, Robbs RS, et al. Problem-based learning outcomes: the glass half-full // Med Educ. – 2005.- V.80.- P. 294-9.
12 Barrows HS. The essentials of problem-based learning. // Dental Education. 1998. – V. 62. – P. 630-3.
13 Nayak S, Ramnarayan K, Somayaji N, et al. Teaching anatomy in a problem-based learning (PBL) curriculum // Neuroanatomy. – 2006. – V.5.- P. 2-3.
14 Chen C, Zhang W, Qin L, et al. Problem-based learning in gross anatomy: assessment outcomes and student perceptions. // Biol Life Sci.- 2013.- P.194-204.
15 Elizondo-Omaiia RE, Morales-Gomez JA, Guzman SL, et al. Traditional teaching supported by computer-assisted learning for macroscopic anatomy // Anat Rec В New Anat. – 2004. – V. 278. – P.18-22.
16 McNulty J. Evaluation of computer-aided instruction in the medical gross anatomy curriculum // Clin Anat 2004. – V. 17.- P.73-8.
17 McLachlan JC. New path for teaching anatomy: living anatomy and medical imaging vs. dissection // Anat Rec В New Anat. – 2004. –
V.281. – P. 4-5.
18 Elizondo-Omaiia RE, Morales-Gomez JA, Guzman SL, et al. Traditional teaching supported by computer-assisted learning for macroscopic anatomy // Anat Rec В New Anat. – 2004.- V. 278. – P. 18-22.
19 Jastrow H, Hollinderbaumer A. On the use and value of new media and how medical students assess their effectiveness in learning anatomy// Anat Rec В New Anat.- 2004.- V. 280. – P. 20-9
20 Dev P, Hoffer EP, Barnett GO. Computers in Medical Education http://faculty.ksu.edu.sa/AlBarrak/Documents/Computers%20in%20Medical%20Education.pdf.
21 Ackerman MJ. The visible human project. // Biocommun.- 1991.- P.14-18.
22 Dev P, Coppa GP, Tancred E. Brainstorm: designing an interactive neuroanatomy atlas // Radiology.- 1992.- V.185. – P. 413.
23 Guy JF, Frisby AJ. Using interactive videodiscs to teach gross anatomy to undergraduates at the Ohio State University // Acad Med 1992.
– V. 67. – P.132-3.
24 ADAM Software Inc. Animated Dissecting system to a low-cost platform such as the PC ADAM Software Inc., Marietta, GA.
25 The Dynamic Human. The 3D Visual Guide to Anatomy and Physiology CD-ROM. by WCB/McGraw-НШ and Engineering Animations, Inc. http://www.mhhe.com/biosci/ap/dynamichu-man2/content/index2.mhtml.
26 Schittek M, Mattheos N, Lyon HC, et al. Computer assisted learning. A review // Eur J Dent Educ. 2001. – P. 93-100.
27 Vogel M, Wood DF. Love it or hate it? Medical students' attitudes to computer-assisted learning // Med Educ.- 2002.- V. 36.- P. 214-5.
28 Davis J, Crabb S, Rogers E, et al. Computer-based teaching is as good as face to face lecture-based teaching of evidence based medicine: a randomized controlled trial // Med Teach 2008. V.30. – P. 2-7.
29 Tarn MD, Hart AR, Williams S, et al. Is learning anatomy facilitated by computer-aided learning? A review of the literature // Med Teach. - 2009.- V.31.- e393-6.
30 Trelease RB. Anatomical informatics: millennial perspectives on a newer frontier // Anat Rec. – 2002.- V. 269. –P. 224-35.