Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 16
Список литературы 17
Приложение 1. Количественные характеристики действующих кредитных организаций (2022 год) 20
Приложение 2. Количественные характеристики действующих кредитных организаций (2021 год) 21
Приложение 3. Количественные характеристики действующих кредитных организаций (2020 год) 22
Приложение 4. Информация о банковской системе РФ (2019 год) 23
Приложение 5. Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций в 2017 году 24
Приложение 6. Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях 25
Приложение 7. Сведения о платежах, распоряжения по которым составлены и переданы в электронном виде клиентами кредитных организаций и самой кредитной организацией 26
Приложение 8. Количество платежных карт, эмитированных кредитными организациями и Банком России, по типам карт 27
Приложение 9. Сведения об устройствах, расположенных на территории России и предназначенных для осуществления операций с использованием и без использования платежных карт 28
Приложение 10. Отдельные показатели деятельности кредитных организаций, сгруппированных по величине активов, по состоянию на 01.10.21 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня любой банк во всем мире выполняет три основные функции: сбор денежных средств, их перемещение, и кредитование ими. Сбор денежных средств сам по себе стоит банку денег, на перемещении средств уже можно зарабатывать, но, все же, основной бизнес банка - это, конечно, предоставление кредитов. К сожалению, в России кредитование, как предприятий, так и населения - в современных условиях занятие очень ненадежное, и пока не позволяет ориентироваться на него, как на основную сферу получения доходов банком.
Актуальность темы достаточно очевидна, так как все чаще и чаще в нашей жизни мы сталкиваемся с электронными расчетами, и все чаще и чаще современные инструменты денежного обращения начинают вытеснять на некоторых рынках своих предшественников - наличные и безналичные деньги. Причины этого процесса достаточно очевидны, так как те средства денежного обращения, которые мы имеем сейчас, отнюдь не являются идеальными и поэтому идет их непрерывное совершенствование.
Целью работы является анализ цифровой трансформации в управлении финансовыми организациями РФ.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать основные тенденции, формирующиеся в банковском секторе РФ.
2. Охарактеризовать основные тенденции, формирующиеся в сфере цифровизации банковского сектора РФ.
3. Охарактеризовать процессы в сфере развития национальной платежной системы РФ и развития электронного банкинга.
4. Собрать и проанализировать показатели деятельности кредитных организаций в РФ.
5. Ответить на вопросы тестового задания.
Основная часть
Задание 1. В развитии экономики страны и территорий банковский сектор занимает важное место. Он играет первостепенную роль в формировании системы расчетов, внутренних, а также международных платежей, является субъектом денежной эмиссии, главным институциональным посредником денежной политики страны, поддерживает денежные потоки в государстве, обеспечивает функционирование экономики.
По итогам 2021 года можно выделить следующие тенденции, характерные для банковского сектора;
- рост проблемной задолженности, прежде всего по необеспеченным кредитам;
- снижение качества портфеля ипотечных кредитов и автокредитов;
- число кредитных организаций в банковском секторе постепенно сокращается, при этом происходит укрепление банков с государственным участием, что ведет к снижению конкуренции на банковском рынке;
- рост объемов кредитования физических лиц и увеличение вкладов физических лиц и депозитов юридических лиц.
Институциональная структура банковского сектора меняется уже на протяжении более 20 лет. В отдельные периоды эти изменения происходят более динамично. Для того, чтобы выявить как текущая политика ЦБ РФ отражается на других аспектах деятельности кредитных организаций, необходимо проанализировать динамику и структуру основных макроэкономических показателей банковского сектора.
По данным таблицы видно, что за анализированный период 01.06.2017–01.06.2022 гг. основные показатели количественных характеристик банковского сектора РФ имеют динамику сокращения.
Статистика действующих кредитных организаций и их подразделений характеризуется снижением, так количество кредитных организаций, действующих на территории РФ сокращается с 591 ед. в 2017 г. до 363 ед. по данным на 01.06.2022 г. Количество филиалов снижается более чем вдвое с 991 до 456 ед.
Операционные кассы вне кассового узла, кредитно-кассовые офисы и операционные офисы по данным на 01.06.2022 г. перестали существовать. Это обуславливается изменениями в Инструкции ЦБ РФ № 135-И от 02.04.2010 «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» и новым Указанием Банка России № 5775-У, в соответствии с которыми представленные структурные подразделения автоматически будут признаны с этой даты дополнительными офисами, но будут вправе осуществлять только те банковские операции, право на осуществление которых на 1 апреля 2022 года будет им предоставлено кредитной организацией (или ее филиалом) как соответствующему ВСП.
В результате этих изменений в данных учета количество дополнительных офисов увеличивается с 19 002 ед. на 01.06.2017 г. до 25 245 ед. на период 01.06.2022 г. в результате учета операционных касс вне кассового узла, кредитно-кассовых и операционных офисов как дополнительных офисов.
Задание 2. Тенденция на сокращение точек присутствия кредитных организаций характеризует современный этап цифровой трансформации в управлении финансовыми организациями РФ. Постепенное сокращение филиальных сетей банков РФ и переход на удаленное обслуживание клиентов сопровождаются внедрением инноваций в сфере обслуживания физических лиц и корпоративных клиентов. Современные возможности в деятельности кредитных организаций расширяются за счет активного использования передовых технологических решений и разработок в сфере дистанционного обслуживания.
По данным таблицы 2 видно, что количество счетов с дистанционным доступом, открытых физическим и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, с доступом через сеть Интернет увеличивается, что говорит о повышении уровня финансовой доступности банковских услуг.
Количество платежей с использованием современных сервисов через Интернет увеличилось за период анализа на 113% в количественном выражении, в стоимостном — на 73%.
В структурных показателях эмитированных платежных карт существенных изменений не прослеживается: преобладают карты расчетные, их удельный вес составляет около 87%. Рост выпуска платежных карт сопровождается развитием технической инфраструктуры для их обслуживания, при этом фокус внимания кредитных организаций постепенно смещается от расширения банкоматной сети к сети терминалов, установленных в организациях торговли.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020). // «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/29b331ed29f71a20829a4761c5edb066b266b9ff/ (дата обращения: 07.01.2023).
2. Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» // «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88274/58b11f91f39085a94afe793248a1f36e549e8c54/ (дата обращения: 07.01.2023).
3. Волков А. А. Тенденции функционирования банковского сектора в контексте территориального развития // Вопросы территориального развития. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-funktsionirovaniya-bankovskogo-sektora-v-kontekste-territorialnogo-razvitiya (дата обращения: 07.01.2023).
4. Гаврилова Э. Н., Данаева К. Л.-А. Банковский сектор России: современное состояние и тенденции развития // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bankovskiy-sektor-rossii-sovremennoe-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 07.01.2023).
5. Гуркова, Д. О. Современное состояние и перспективы развития электронных платежных систем в России / Д. О. Гуркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 241-246. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72591/ (дата обращения: 07.01.2023).
6. Джафарова З. К., Курбанов С. А. Электронные каналы продвижения банковских продуктов в Российской Федерации // Журнал прикладных исследований. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-kanaly-prodvizheniya-bankovskih-produktov-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 07.01.2023).
7. Макин М. В., Конорев А. М., Быстрицкая А. Ю., Пахомова Е. В. Исследование эффективности деятельности коммерческого банка // Вестник Евразийской науки. – 2019. – № 1. – URL: https://esj.today/PDF/08ECVN119.pdf (дата обращения: 07.01.2023).
8. Резвых Ю. Н. Проблемы развития электронных платежных систем в России. – 2018. – URL: https://moluch.ru/archive/207/50808/ (дата обращения: 07.01.2023).
9. Трескова К. Системы электронных платежей. – 2019. – URL: https://brobank.ru/sistemy-elektronnyh-platezhej-v-rossii/ (дата обращения: 07.01.2023).
10. Центральный банк Российской Федерации. Статистика национальной платежной системы. URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/pdko_sub/ (дата обращения: 07.01.2023).
11. Центральный банк Российской Федерации. Сведения о количестве действующих кредитных организаций и их филиалов в территориальном разрезе. URL: https://cbr.ru/statistics/bank_system_new/cr_inst_branch_010618/ (дата обращения: 07.01.2023).
12. Центральный банк Российской Федерации. Показатели деятельности кредитных организаций. URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/pdko_sub/ (дата обращения: 07.01.2023).
13. Центральный банк Российской Федерации. Количественные характеристики банковского сектора Российской Федерации. URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/lic/ (дата обращения: 07.01.2023).
14. Центральный банк Российской Федерации. Стратегия развития национальной платежной системы на 2021–2023 годы – URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/120210/strategy_nps_2021-2023.pdf (дата обращения: 07.01.2023).
15. Щербакова Н. В. Цифровые технологии в банковском секторе РФ: особенности и сопутствующие угрозы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-bankovskom-sektore-rf-osobennosti-i-soputstvuyuschie-ugrozy (дата обращения: 07.01.2023).