Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Безусловно, система закупок для государственных и муниципальных нужд является одной из важнейших составляющих народно-хозяйственной системы, обеспечивающей выполнение многих стоящих перед ней задач, в частности основной задачи оптимизации распределения ресурсов. Эффективная система национальных и муниципальных закупок - это концентрация практически всего научно-промышленного потенциала страны, необходимого для реализации различных инновационных и научно-технических планов. Реакция государственных органов на различные нарушения, совершенные в этой сфере, и их эффективный контроль очень важны, так как они могут не только выявлять факты нарушения самого закона, но и обеспечивать восстановление правонарушений и предотвращать повторение подобных случаев в дальнейшем, а также снижать негативные последствия таких правонарушений. Борьба с коррупцией в системе закупок выступает одним из приоритетов, направленных на совершенствование и развитие института закупок Российской Федерации.
Целью является анализ видов коррупционных правонарушений в сфере закупок.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и систему коррупционных правонарушений в сфере закупок;
исследовать особенности и виды классификации коррупционных правонарушений в сфере закупок.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате совершения коррупционных правонарушений в сфере закупок.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере закупок.
Методологической основой исследования являются общенаучные и частно-научные методы исследования, такие как диалектический метод, метод сравнительного и системного анализа. Нормативной основой исследования выступает действующее законодательство Российской Федерации.
Теоретическая основа исследования представлена материалами учебной и научной литературы, посвященной теме исследования. Среди авторов, рассматривающих вопросы коррупционных правонарушений в сфере закупок можно выделить Р.М. Абызова, Э.В. Алехина, И.М. Бусыгина, К.И. Гресс и др.
Настоящая работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка.
1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Коррупция - один из негативных аспектов, в той или иной степени присущий практически всем современным странам. Это было и остается одной из глобальных проблем всего мирового сообщества, ослабляя принципы демократического государства. В современную эпоху его характерной чертой стала универсальность: он существует везде, вне зависимости от уровня социально-экономического развития государств; проникает во все сферы жизни; принимает транснациональные формы.
Это может нанести ущерб, сравнимый со стихийными бедствиями, беспорядками и т.д. Но его главная особенность - невидимость или латентность, поэтому ущерб государству можно оценить только через определенный промежуток времени. Поскольку основным исполнителем воли государства является человек - служащий, можно предположить, что в определенных ситуациях может иметь место несоответствие установленного законом алгоритма действий служащего в отношении различных интересов. Понимая это, государственный аппарат всегда принимал карательные, а затем превентивные меры по борьбе с коррупцией.
По справедливому утверждению Д.В, Паринова, коррупция в России является негативной системной характеристикой институтов государственной и муниципальной власти, которая является существенным препятствием для устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики и благосостояния граждан [6].
Коррупция, как феномен, появилась еще в давние времена. Это одно из самых острых явление социальной действительности на данный период.
Признаками коррупции являются: социально-общественный феномен; наличие специальных субъектов, имеющих статус и властные полномочия; наличие корыстных или иных мотивов.
Типичным признаком коррупции также является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя или конфликт между действиями избранного должностного лица и интересами компании. Многие виды подкупа похожи на мошенничество, совершаемое должностным лицом, и подпадают под категорию преступлений против государственных органов. Долгое время в России это явление не имело единого определения. И только в 2008 году общее, но в то же время наиболее точное описание этого понятия появилось в законодательстве Российской Федерации.
Государственные и муниципальные закупки регулируются Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2]. Эта сфера деятельности в последнее время привлекает все больше внимания со стороны правоохранительных органов, поскольку в сфере закупок выявлено больше нарушений, чем в коррупционной части. Эта ситуация связана со следующими причинами. Прежде всего, одним из факторов, влияющих на возникновение коррупции в сфере государственных закупок, является экономический кризис в стране и введение определенных экономических ограничений западными странами. Это часто приводит к тому, что иностранные организации действуют не так, как местные конкуренты, то есть конкуренция снижается. В этом случае споры по поводу подписания контрактов на государственные закупки часто разрешаются коррупционными методами. Кроме того, в условиях экономического кризиса люди все чаще стремятся совершать коррупционные преступления среди недобросовестных участников государственных закупок. Во-вторых, объем государственных закупок иногда достигает больших масштабов, главным образом потому, что в некоторых случаях сумма федеральных контрактов может превышать бюджет небольших населенных пунктов. Это может привести к возникновению намерений участников правоотношений между двумя сторонами, как это предусмотрено Федеральным законом № 44 [2], и может привести к намерению решить проблему коррупционных схем в интересах обеих сторон.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 15.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6228.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения 56 29 29 государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 14. – Ст. 1652.
3. Голиков, И. В. Правовое регулирование противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок / И. В. Голиков // Молодой ученый. – 2020. – № 35 (325). – С. 100-106.
4. Колосова, И.М. Коррупция в контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд / И.М. Колосова //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – с. 105-109.
5. Мельцова, Д. А. Противодействие коррупции в государственных и муниципальных закупках / Д. А. Мельцова // Молодой ученый. – 2019. – № 3 (241). – С. 273-276.
6. Паринова, Д.В. Коррупционные риски в сфере государственных закупок / Д.В. Паринов // International Journal of Humanities and Natural Sciences. – 2020. – № 3-2 (42). – с. 172-174.
7. Русанова, Д.Ю. Противодействие коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок в российской Федерации / Д.Ю. Русанова // Юридические науки. – 2019. – № 3. – с. 105-107.