Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Физическая культура является частью общей культуры человечества, которая подразумевает творческую деятельность, направленную на освоение прошлых, а также создание новых ценностей преимущественно в сферах оздоровления, развития и воспитания людей. Физическая культура во все времена рассматривалась в качестве одного из самых важных показателей уровня жизни человека. Она играет важную роль в жизни каждого человека. Гармоничное сочетание физических, духовных сил и интеллекта высоко ценилось людьми на протяжении их развития и совершенствования.
Для того, чтобы понять значение физической культуры и спорта в жизни человека, необходимо учитывать, как постоянные факторы, которые не меняются на протяжении многих лет, так и условия современности, которые ставят перед людьми задачу все большего развития и совершенствования, в том числе с точки зрения физического состояния и здоровья.
Глава 1. Физическая культура часть культуры общества
1.1.Общие понятия теории физической культуры и спорта
Физическая культура и спорт многогранная и неоднозначная дефиниция. В то же время физическую и спорт можно рассматривать как специфическую социальную реальность, отличающуюся от прирожденной, природной, биологически определенной реальности. Именно отношения индивида к охватывающей и своей личной природе, которые проявляются в сознании надобности физического самовоспроизводства и личного усовершенствования средствами физических упражнений и спортивной деятельности будут образовывать социальный феномен физической культуры и спорта.
В связи с вышесказанным особенность физической культуры и спорта в том, что они возникают и функционируют в форме «окультуривания» природной (телесной) сущности, деятельности организма индивида в целях оптимизирования в человеке его физического и психического, природного и социального начала.
Рассматривая структурность физической культуры и спорта следует помнить, что физическая культура и спорт возникают и развиваются в уже сформировавшейся социальной структуре определенной общественной среды.
Само понятие «культура» является многомерным, как и подходы к процессу анализа.
Физическая культура и спорт существует уже очень давно. С каждой эпохой времени физическая культура и спорт обуславливались социально значимыми целями, присущими в конкретный период времени в обществе. Своё начало физическая культура берёт с далёкой древности, когда людям было необходимо быть готовым к любой трудовой деятельности, которая обеспечивала его дальнейшее существование. В самом начале своего существования для людей главной целью было остаться в живых, прокормить себя и свою семью, для чего они занимались охотой на животных. Залогом успешной охоты были физические качества. Охота была связана с различными физическими упражнениями: долгий и быстрый бег, плавание, метание оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия, перенос тяжестей, в данном случае тушей животных и другие. Тогда нельзя было сказать, что охота являлась физической культурой или спортом, так как главная цель такого орда деятельности заключалась именно в добывании пищи, одежды, а не в целях развития своих физических качеств. Появление физических упражнений, включённых в физическую культуру и спорт, как отдельный вид деятельности, началось именно в тот момента, когда человеку пришло осознание, их нужно использовать не в целях обеспечения своего существования, а именно для совершенствования своих собственных физических качеств .
Следует отметить, что все многообразие подходов подчеркивает следующие общие характеристики культуры: это только индивиду будет присущ способ (практика) владения и преобразования реальной действительности, который проявляется, закрепляется и развивается в большом разнообразии форм самоутверждения индивида над окружающей и своей собственной природной средой, имеет деятельный характер.
1.2 Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки
Спорт оказывает существенное влияние на все системы организма. Рассмотрим особенности воздействия физической тренировки на примере сердечнососудистой системы. Спортивная тренировка оказывает большое количество положительных воздействий на здоровье человека и, в частности, на сердечно-сосудистую систему. Существенно уменьшается количество жира в организме человека, что снижает риск ожирения. Понижается уровень холестерина, а также общего триглицерида в крови, а доля холестерина липопротеинов высокой плотности (ЛПВП) увеличивается. Благоприятное воздействие высокого уровня холестерина ЛПВП можно объяснить его способностью противостояния сердечно-сосудистым заболеваниям. Доля холестерина липопротеинов низкой плотности, не оказывающих благоприятного воздействия, снижается. В целом плотность капилляров в сердечной мышце увеличивается, при этом артериальное давление понижается .
Организм человека представляет собой сложную систему. Физическое развитие человека – это комплекс функционально-морфологических свойств человеческого организма, который определяет его физическую работоспособность. В рассматриваемое понятие входят такие факторы, как здоровье человека, масса тела, сила, уровень аэробной и анаэробной мощности, мышечная выносливость, мотивация человека, координация движений и т.д.
На физическое развитие каждого человека оказывают влияние такие факторы, как окружающая среда, наследственность, социально-экономические факторы, условия быта и труда, занятия спортом, физическая активность.
Всем известно, что здоровье определяется не просто наличием либо отсутствием у человека заболеваний, но и его гармоничным развитием, а также нормальным уровнем основных физиологических показателей. Поэтому одно из основных направлений в работе по укреплению здоровья – врачебное наблюдение за влиянием физическим состоянием человека.
Согласно программе, которая разработана Международным комитетом по стандартизации физической готовности, определение работоспособности должно осуществляться в рамках основных направлений:
медицинский осмотр;
определение физиологических реакций различных систем организма на физическую нагрузку;
определение телосложения, а также состава тела во взаимосвязи с
физической работоспособностью;
определение способности к выполнению человеком физических нагрузок и движений в рамках комплекса упражнений, выполнение которых зависит от различных систем организма.
В качестве основных методов исследования физического развития человека выступают внешний осмотр (соматоскопия) и измерения – антропометрия (соматометрия).
Спортивная тренировка при условии сочетания с контролируемой диетой оказывает положительное воздействие и на больных диабетом. Занятия спортом, как правило, сопровождает ЗОЖ: люди, которые регулярно тренируются, достаточно редко курят и в гораздо меньшем количестве или совсем не употребляют алкоголь. Люди, которые занимаются спортом, легче справляются со стрессом, так как физические нагрузки снимают нервное напряжение. Таким образом, можно говорить о том, что регулярные занятия спортом повышают качество жизни человека.
Глава 2. Физическое совершенство как категория современной физической культуры
2.1. Стремление к физическому совершенству как средство физического воспитания
Физическое воспитание – это педагогический процесс, который рассматривается в широком и частном вариантах. В первом случае он направлен на формирование здорового, физически совершенного, социально активного поколения. Во втором – на модернизацию функций и формы человеческого организма.
В современном глобализирующемся мире физическое воспитание как социокультурный феномен приобретает исключительное значение и призвано выполнять основополагающую миссию – спасать человечество от вырождения и деградации. Реальность такой угрозы вызвана не только распространением нездоровых привычек (курение, алкоголизм, наркомания) или нездоровым питанием, но и тем, что быстрое развитие компьютерных технологий в последние десятилетия значительно улучшило коммуникационный процесс в обществе, а также создало некоторые нежелательные эффекты в отношении физического здоровья и физических упражнений
В настоящее время образовательная политика государства направлена на эффективное использование ресурсов школы для формирования физически здоровой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В последнее время замечено снижение уровня положительной моти¬вации к занятиям спортом из-за популяризации телевидения и интернета, возрастания объема учебной нагрузки.
В связи с этим возникает необходимость изучения аспектов мотивации школьников, поиска и внедрения новых форм и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес к урокам физической культуры, создать положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность учащихся. Эта проблема имеет особую актуальность, так как мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к ним. Насколько развита мотивация к занятиям во многом зависит эффективность обучения, уровень достигнутых учащимися результатов, а значит, и их развитие в целом.
Главная задача учителя - организовать урок, внеурочную и внеклассную деятельность так, чтобы вызвать интерес у детей к занятиям физической культурой и к окончанию школы подготовить физкультурно¬ образованных и хорошо физических развитых молодых людей. В этой системе особую роль играют внеклассные занятия, которые углубляют и расширяют знания, навыки и умения, полученные на уроке, повышают интерес к предмету, развивают личностные качества учащихся, помогают учителю лучше узнать индивидуальные возможности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес к занятиям физической культурой и любимому виду спорта, а также всячески направлять развитие этого интереса.
Ведущими факторами, стимулирующими интерес подростков и детей старшего школьного возраста, является улучшение качества и содержания занятий по физической культуре. Это состоит из эффективности и целеустремленности занятий, физической нагрузки, самостоятельности, требовательности, индивидуального подхода, хорошей организации, личности преподавателя, его заинтересованности в работе и отношения к студентам, динамичности, эмоциональности, новизны упражнений, Обеспеченность спортивным инвентарем, хорошее оборудование мест занятий, встречи с ветеранами спорта, выдающимися спортсменами, популярные лекции, физкультурно - массовые мероприятия играют для них большую роль в формировании интересов. Когда подростки и дети старшего школьного возраста видят и ценят достигнутые результаты, испытывают удовольствие от самой деятельности, испытывают радость от познания нового - у них укрепляется вера в возможности физического совершенствования.
2.2.Комплекс ГТО как одна из ступеней к физическому совершенству
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) является комплексной основой физвоспитания, который имеет нормативно-правовое и программное обеспечение.
В 2014 г. было решено ввести Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Необходимость внедрения комплекса норм ГТО обусловлена общим ухудшением состояния здоровья населения и слабой подготовленностью юношей к службе в армии.
В настоящее время уровень физической подготовленности учащихся старших классов является не высоким, в связи с этим развития основных физических качеств является приоритетной задачей физического воспитания старшеклассников.
Получается, что многие школьники старших классов не могут сдать ряд дисциплин ГТО по причине каких-то проблем со здоровьем или вообще систематически не занимаются физической культурой и спортом.
В истории СССР программа ГТО имела популярное название «Готов к труду и обороне». Основной целью данной программы являлось оздоровление граждан. В течение всего времени основная задача комплекса нормативов оставалась неизменной. Во времена СССР нормы ГТО действовали в различных учреждениях: в школах, училищах, университетах, на заводах. Возраст для сдачи нормативов варьировался от 10 до 60 лет. Для каждой группы населения были разработаны свои нормативы. За выполнение всех норм награждали серебряным или золотым значком, а также выдавали удостоверение. Граждане, которые в течение нескольких лет добросовестно выполняли все нормативы, были награждены «почетным значком ГТО» (ГТО- система физкультурно-спортивного воспитания.
Поэтому, наряду с государственной программой "Здоровая нация – здоровая Россия", с целью укрепления здоровья и совершенствования физических качеств граждан происходит возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне". Комплекс ГТО направлен на решение таких задач, как оздоровление нации, физическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения, увеличение продолжительности жизни граждан.
2.3 Взаимосвязь между состоянием физического совершенства и здоровья
Полное физическое благополучие не означает наличие физического совершенства, из чего следует, что индивидуум может быть отнесен к категории здоровых лиц и без удовлетворения требований, соответствующих состоянию физического совершенства.
С позиций качественного подхода к состоянию здоровья наличие физического совершенства весьма желательно, но все же необязательно. Надо полагать, что физическое совершенство – это более высокая ступень здоровья, некий идеал, к которому необходимо стремиться.
Однако в современных условиях еще не стала статистически преобладающим вариантом, модой и поэтому наличие физического совершенства для диагностирования состояния здоровья широких масс населения не является обязательным.
Вторая сторона обсуждаемого вопроса состоит в определении принципиального решения относительно того, возможно ли состояние физического совершенства без учета здоровья. Важнейшей целью процесса физического совершенствования является повышение уровня показателей, характеризующих здоровье (физического развития, функциональной готовности организма, уровня адаптации к факторам внешней среды, толерантности к заболеваниям).
Здоровье описывает состояние, которого надлежит пытаться достичь. Здоровье не может представлять критериев и методов оценки. В то же самое время в научной литературе ученые выделяют ряд признаков, которые характеризуют состояние здоровья.
Проанализировав научно-методические источники, мы определили:
1. Состояние соматического здоровья можно определить протекающим состоянием органов и систем индивида.
2. Физиологическое здоровье – степень формирования органов и систем организма, их морфологические и функциональные резервы, которые способен обеспечить адаптационные возможности индивида.
3. Психологическое - характеризуется состоянием психической сферы, которая способна обеспечить общий душевный комфорт, и который непосредственно влияет на адекватную поведенческую реакцию.
4. Нравственное – содержит комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной области жизни и деятельности человека в обществе. Нравственное здоровье тесно связано с духовной составляющей индивида, с его человеческими истинами добра, пристрастия и красоты.
5. Социальное - характеризуется статистической совокупностью свойств и качеств индивида, которые позволяют оптимально адаптироваться к условиям современной жизнедеятельности, реализовывать самообразовательный процесс и воспитание, изыскивать возможности одоления и разрешения проблем, осуществлять планы на жизнь.
Итак, из вышеприведенных понятий можно увидеть, что рассматриваемое понятие отображает качественное приспособление организма к ситуациям окружающей среды и доставляет результат про-цесса взаимного действия человека и окружающей среды; здоровье же складывается в результате согласованности внешних и внутренних факторов.
Заключение
Таким образом, физическая культура – социальная деятельность, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья, развитие психических и физических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Занятие спортом раскрывает в человеке разные его стороны, помогает сохранять устойчивую позицию в обществе. Физическая активность – залог хорошего настроения и самочувствия.
Физкультура пополняет «копилку» знаний людей, изучая анатомическое строение человека, влияние физических нагрузок на физическое и психическое состояние человека, его адаптации к ним и биологическим резервам организма. Физическая культура выполняет ряд функций: образовательную, прикладную, спортивную, рекреативную, оздоровительную.