Фрагмент для ознакомления
2
Важнейшей сферой взаимоотношений человека и общества является мораль, нравственность как особое средство виртуального и духовного овладения реальностью. На протяжении всей истории люди мечтали о достойной и счастливой жизни, основанной на идеалах добра и справедливости, честности и верности, человечности и дружеской взаимопомощи.
Совесть и доброта, честь и достоинство, долг и ответственность образуют ценностную основу нравственной культуры человека и общества. Во все времена моральные ценности и идеалы выражали глубочайшие чаяния человечества, открывали перспективу совершенствования общества, придавали человеческой жизни высокий духовный смысл.
Следовательно, очевидно стремление людей понять природу моральных ценностей, понять закономерности развития морали, достойно ориентироваться в жизненных обстоятельствах, иметь устойчивые жизненные цели и сознательно наполнять жизнь ценностным содержанием.
Эти стремления нашли отражение в мифах и легендах, эпосах и сказаниях, в религиозных исследованиях добра и зла, человеческого предназначения, цели и смысла человеческой жизни.
1.Основная сущность этики
Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика - одна из старейших теоретических дисциплин, возникших в рамках философии. Для обозначения философского учения о морали и нравственности Аристотель предложил термин "этика" [1].
Следовательно, мораль, нравственность - это явления общественной жизни, а этика-это их теоретический анализ. Теоретически он предназначен для решения проблем, которые стояли перед человеком в жизни (справедливые и несправедливые, плохие и хорошие, честные и бесчестные и т. д.), но основными категориями этического анализа являются добро и зло, их происхождение, их взаимодействие, их борьба.
Этика фокусируется на двух группах проблем: идее добра (анализ моральных идеалов, желания и способности творить добро) и анализе конкретных норм поведения – поступков и нравов (нормативная этика). Этика как теоретическая философская дисциплина имеет сложную многоступенчатую структуру.
Он включает в себя: этические учения в определенных философских направлениях-экзистенциализме, феноменологии, персонализме и т. д.; теории, изучающие логику морального языка; природа моральных ценностей (аксиологический аспект); описательная этика, изучающая мораль в различных типах общества; мораль и социальное управление; этика науки, бизнеса, биоэтики и других структур.
Содержательные и формальные характеристики этики определяются тремя константами: сущность морали как объекта исследования; способы ее теоретического осмысления и описания в социокультурном контексте, основные парадигмы философии (восточной, западной, российской).
В процессе разработки этических теорий философы столкнулись со значительными трудностями в унификации терминологии, поскольку разные теории провозглашали разные, часто расплывчатые, субъективные или противоречивые концепции (добро и зло, смысл жизни и т. д.) [2].
Кроме того, из-за того, что этика рассматривает индивидуальную мораль как относящуюся к защищенным подсознательным механизмам, тщательный анализ затрудняется срабатыванием психологической защиты, блокирующей критический анализ подсознательных установок. Особенности религиозных этических систем заключаются в том, что в религиях, содержащих персонифицированного Бога, Бог является объектом морали и что нормы, которые религия обязательно объявляет божественными, становятся основными нормами.
Этика социальных отношений как система моральных обязательств перед обществом дополняется (или заменяется) Божественной этикой
Фрагмент для ознакомления
3
1. За коммунистическую нравственность; Знание - Москва, 2021. - 224 c.
2. Мораль и рациональность; Книга по Требованию - Москва, 2019. - 198 c.
3. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение; Мысль - Москва, 2018. - 313 c.
4. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение; Мысль - Москва, 2020. - 160 c.
5. Артемов В. М. Свобода и нравственность; Канон +, Реабилитация - Москва, 2019. - 224 c.