Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос 1.12. Система и значение ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это комплекс обязательных требований, устанавливаемых государством при осуществлении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. К образовательным стандартам, которые действовали до 2009 года, применялось назывались «Государственные образовательные стандарты».
Значение Федеральных государственных образовательных стандартов велико и заключается в:
1. единстве просветительского пространства Российской Федерации;
2. преемственности образования, основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
3. духовно-нравственном развитии и воспитании детей и граждан.
Федеральные государственные образовательные стандарты – это основа для:
1. разработки типовых образовательных программ;
2. разработки программ предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
3. организации образовательного процесса;
4. осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства в области образования;
5. проведения аттестации учащихся;
6. организации системы внутреннего мониторинга качества образования;
7. организации работы методических кабинетов;
8. аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала;
9. организации и осуществления подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Для каждого из видов образования утверждены свои Федеральные государственные образовательные стандарты, которые закреплены Приказами Министерства образования и науки РФ:
1. ФГОС дошкольного образования - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 в редакции от 21.01.2019.
2. ФГОС начального общего образования (1 — 4 кл.) – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 в редакции от 11.12.2020.
3. ФГОС основного общего образования (5 — 9 кл.) – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 11.12.2020).
4. ФГОС среднего общего образования (10 — 11 кл.) - Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 (ред. от 11.12.2020).
5. Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1599.
6. Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598.
7. ФГОС среднего профессионального образования – в данном случае создаются свои приказы на каждую специальность. Так, например, для обучающихся банковскому делу создан Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 № 67 ФГОС 38.02.07 «Банковское дело».
8. ФГОС высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата – в этом случае также приказы создаются по каждой специальности. Например, будущих педагогов обучают по ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование (Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426).
Помимо этого существуют следующие федеральные государственные образовательные стандарты:
1. ФГОС для высшего образования по направлениям подготовки «специалитет»
2. ФГОС для высшего образования по направлениям подготовки «магистратура»
3. ФГОС для высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре
4. ФГОС для высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры
5. ФГОС для высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.
Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, которая содержит:
1. учебный план, который определяет:
a. структуру учебных промежутков, их длительность, каникулы;
b. перечень изучаемых предметов;
c. распределение времени, отведенного на каждый предмет;
2. календарный учебный график;
3. рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
4. контрольно-измерительные материалы (КИМ) – проверочные материалы для оценки учебных достижений обучающихся.
Стоит отметить, что Федеральные государственные образовательные стандарты должны пересматриваться и заменяться новыми не реже одного раза в 10 лет.
Вопрос 2.12 Понятие и признаки образовательной организации
Существуют 3 понятия, которые связаны с термином «образовательная организация»:
1. Организация, которая осуществляет образовательную деятельность — организации и индивидуальные предприниматели, которые реализуют одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивают содержание обучающихся.
2. Образовательная организация — некоммерческое учреждение, которое осуществляет на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.
3. Организация, осуществляющая обучение — юридическое лицо, которое осуществляет на основании лицензии вместе с какой-то основной деятельностью еще и образовательные услуги.
Образовательные организации бывают:
1. государственные:
a. федеральные государственные образовательные - учреждения, созданные непосредственно государством;
b. государственные образовательные учреждения (ГОУ) – создаются субъектам РФ;