Фрагмент для ознакомления
2
8 Инвентаризация основных средств. Инвентаризация расчетов с поставщиками.
Инвентаризация основных средств
В качестве основного вида контроля ОС применяется инвентаризация. Частота и периоды проведения проверки осуществляются согласно правилам, установленных в учетной политике. К обязательным случаям можно отнести контроль активов перед составлением годовой отчетности, также обязательные случаи определены нормативно-правовыми актами [28]. В целом случаи проведения инвентаризации определены на рис. 1.
Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Инвентаризация расчётов с поставщиками
Инвентаризация - один из важнейших этапов подготовки к составлению годового отчета, хотя многие практические работники сводят ее к проверке фактического наличия имущества предприятия, выраженного в вещественно-натуральной форме, денежных средств в кассе и ценных бумаг. Однако наряду с перечисленными объектами учета должны быть проинвентаризированы и все другие статьи баланса - расчеты с поставщиками, покупателями, бюджетом по налоговым и неналоговым платежам, с внебюджетными фондами, подотчет¬ными лицами, банком по полученным кредитам и займам, а также расходы и доходы будущих периодов, резерв предстоящих платежей, износ основных средств, нематериальных активов.
Проверке должны быть подвергнуты в первую очередь счет 60 «Расчеты с поставщиками и подряд¬чиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с по¬ставщиками по неотфактурованным поставкам (по документам в разрезе кор¬респондирующих счетов). Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО проводится на 31 декабря отчетного периода.
13. Порядок проведения инвентаризации в организациях торговли.
Любая инвентаризация начинается с выдачи руководителем приказа о ее проведении. Приказ является основным внутренним документом, регламентирующим порядок проведения и объекты инвентаризации, сроки проведения инвентаризации и оформления необходимой документации [26-27].
При проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности придерживайтесь общего порядка с учетом следующего.
1. Составить заранее график проведения годовой инвентаризации по объектам инвентаризации. Как правило, он включается в положение об инвентаризации, которое утверждается руководителем (например, в составе учетной политики или иным распорядительным документом).
2. При большом объеме работ создать несколько рабочих инвентаризационных комиссий. Распределите между ними инвентаризируемые объекты. Допустимо проведение инвентаризации по каждому объекту в течение нескольких дней.
3. Сроки инвентаризации целесообразно установить такие, чтобы завершить ее до начала составления годовой бухгалтерской отчетности. Обязательства нужно инвентаризировать по состоянию на 31 декабря отчетного года включительно (Приложение к Письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01).
4. Проверить наличие, состояние и оценку активов и обязательств сплошным методом.
5. Выявить активы, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, чтобы принять решение об их списании или продаже (п. п. 3.6, 3.25, 3.26 Методических указаний по инвентаризации).
6. Проверить, нет ли признаков обесценения активов, не надо ли создать или скорректировать ранее созданный резерв под снижение их стоимости (п. 35 ПБУ 4/99). Такими признаками могут быть, в частности, моральное устаревание активов, потеря ими своих первоначальных качеств, снижение их рыночной стоимости.
7. Результаты годовой инвентаризации (выявленные излишки или недостачи) отразить в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).Для проведения инвентаризационной работы на предприятиях распорядительным документом их руководителя создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии в составе руководителя структурных подразделений, главного бухгалтера, которые возглавляются руководителем предприятия или его заместителем (подп. 11.1 п. Инструкции № 69).
Постоянно действующие инвентаризационные комиссии:
- Проводят профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей, заслушивают по этому вопросу на своих заседаниях руководителей структурных подразделений;
- Организуют проведение инвентаризаций и осуществляют инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;
- Осуществляют контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах хранения и переработки в
Основными задачами проверок и выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является осуществление контроля за сохранностью ценностей, соблюдением материально ответственными лицами правил их хранения и ведения первичного учета;
- Проверяют правильность определения инвентаризационных разниц, обоснованность предложений по зачетам пересортицы ценностей во всех местах их хранения;
- При установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и в других случаях проводят по поручению руководителя предприятия, повторные сплошные инвентаризации;
- Рассматривают письменные объяснения лиц, допустивших недостачу или порчу ценностей или другие нарушения, и свои предложения по регулированию выявленных недостач и потерь от порчи ценностей, зачета в результате пересортицы отражают в протоколе. В протоколе должны быть приведены сведения о причинах и о лицах, виновных в недостачах, потерях и остатках и о принятых к ним мерах.
Задача 8
Практическое задание на контрольную работу
контрольная работа включает в себя практическую часть по курсу «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации», в которой студент должен выполнить задание: составить ситуацию на тему: Документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации кассы
Порядок инвентаризации устанавливают пункты 3.39, 3.40, 3.41, 3.42, 3.43 Методических указаний по инвентаризации, Указания по применению и заполнению форм. Проводите проверку по каждому месту хранения и материально ответственным лицам фактических денежных средств и бланков строгой отчетности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)
2. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 N 1598)
3. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»
4. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
5. Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» (вместе с «ФСБУ 5/2019...») (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2020 N 57837)
6. Елина Л.А. Инвентаризация остатков прослеживаемых товаров: когда проводить // Главная книга. 2021. N 14. С. 16 - 18.
7. Елина Л.А. Как провести годовую инвентаризацию: учитываем новое с оглядкой на старое // Главная книга. 2022. N 1. С. 59 - 64.
8. Казаков Е.С. Готовимся к проведению инвентаризации // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. 2020. N 12. С. 60 - 67.
9. Кремова Д.Р. Как отразить в учете активы, выявленные в результате инвентаризации? // Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях. 2021. N 1. С. 22 - 26.
10. Крутякова Т.Л. Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет. М.: АйСи Групп, 2021. 240 с.
11. Крутякова Т.Л. Расходы в бухгалтерском и налоговом учете. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АйСи Групп, 2019. 368 с.
12. Липина М.А. Об оприходовании активов, выявленных при инвентаризации // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2020. N 11. С. 58 - 62.
13. Луганская О.В. Инвентаризация: бухгалтерский учет и налогообложение. М.: ГроссМедиа Ферлаг, РОСБУХ, 2019. 264 с.
14. Митюкова Э.С. Некоммерческие организации: правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение. 4-е изд., перераб. и доп. М.: АйСи Групп, 2019. 288 с.
15. Митюкова Э.С. Строительство: бухгалтерский и налоговый учет. 4-е изд., перераб. и доп. М.: АйСи Групп, 2019. 320 с.
16. Митюкова Э.С. Строительство: бухгалтерский и налоговый учет. 5-е изд., перераб. и доп. М.: АйСи Групп, 2021. 272 с.
17. Новикова С.Г. Как учесть излишки товаров, которые выявлены при инвентаризации? // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2021. N 6. С. 23 - 26.
18. Подкопаев М.В. Особенности инвентаризации имущества и обязательств // Бухгалтер Крыма. 2020. N 12. С. 11 - 31.
19. Рабинович А.М. Бухгалтерский учет запасов в соответствии с требованиями ФСБУ 5/2019 «Запасы». М.: АйСи Групп, 2021. 176 с.
20. Рекомендация Р-127/2021-КпР «Дистанционная инвентаризация» // Бухгалтерский методологический центр: официальный сайт. 2021. URL: http://www.bmcenter.ru (дата обращения: 24.06.2021).
21. Семенихин В.В. Материалы: бухгалтерский и налоговый учет. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. 994 с.
22. Семенихин В.В. Торговля: Правовое регулирование, налоговый и бухгалтерский учет: энциклопедия. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. 1733 с.
23. Сотникова Л.В. Применение балансового метода к имущественным правам на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные при инвентаризации // Аудитор. 2020. N 12. С. 33 - 45.
24. Толмачев И.А. Бухгалтерский учет на малых предприятиях / под ред. Т.Н. Межуевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. 345 с.
25. Филина Ф.Н. Инвентаризация: бухгалтерский учет и налогообложение / под ред. Т.Н. Межуевой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017. 272 с.
26. Филина Ф.Н., Сердюкова О.А. Бухгалтерский и налоговый учет в строительных организациях / под ред. Т.В. Гороховой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. 664 с.
27. Фомина Л. Инвентаризация после каникул. Налоговый учет резерва на выплату вознаграждений за 2021 год // Финансовая газета. 2021. N 29. С. 7.