Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Регулирование брачно-семейных отношений – сложный и многоэтапный процесс, в котором участвуют несколько субъектов: непосредственно члены семьи, род (расширенная версия семьи во главе со старейшинами), социум, религиозные организации, государство. Безусловно, существует множество факторов, влияющих на данный процесс как объективных (территориальная расположенность, политическая и социальная обстановка, уровень развития медицины и т. п.), так и субъективных (самобытность народов, значение личности в истории и т. п.).
Исследование традиционного и обычного семейного права (до XVIII в. до н. э.) затруднено по ряду объективных причин, к которым относятся крайне небольшое количество источников и их значительный возраст. Брачно-семейным отношениям указанного промежутка было посвящено несколько работ различных ученых. Одним из самых подробных является исследование Л. Моргана, который полагал, что последовательно возникло пять форм семьи – одна выходящая из другой, которые и сформировали развитие идеи семьи.
- кровнородственная семья;
- пуналуальная семья;
- синдиасмическая или парная семья;
- патриархальная семья;
- моногамная семья.
Целью данной работы является рассмотрение брака и семьи в эпоху разложения первобытного общества.
1 Этапы развития первобытного общества
История человечества насчитывает несколько формаций общественного и экономического плана, которые последовательно сменяли друг друга. Число формаций, исторических типов общества разнится в различных источникам, но никто не сомневается в том, что начальный этап в истории человечества – это первобытнообщинная форма, начавшаяся около 3 млн. лет назад и завершившаяся несколько тысячелетий до н.э., когда появилось имущественное, общественное неравенство, классы и государство. Большая часть пути была пройдена человечеством в обстоятельствах первобытнообщинной формации.
История первобытного социума – это раздел истории, который анализирует развитие человеческой цивилизации до появления государства и классового строя. Эта история содержит в себе огромный ряд важных проблем, которые еще не решены. К примеру, это вопрос происхождения самого человека (антропогенез), формирование отношений в обществе (социогенез), происхождений семейных отношений, религии, искусства, появление земледелия и животноводства, формирование частной собственности, государства.
Первобытная история начинает человеческую историю, в ней находят себя начала явлений и процессов, составляющих содержание человеческой деятельности и культуры. Понимание этой истории увеличивает уровень кругозора в истории, углубляет понимание современных явлений и процессов, демонстрирует исторические корни многих событий, дает возможность выявить исторические закономерности поступательного человеческого развития.
Первобытно-общинный строй делится на несколько периодов. В этом единодушны многие ученые, философы, юристы. Выделяется три таких периода:
ранний (или эпоха праобщины, стадия становления),
средний (или эпоха родовой общины, стадия зрелости),
поздний (или эпоха классообразования, стадия распада первобытного общества).
В раннем периоде функционирования первобытно-общинного строя процесс становления человека происходил во взаимосвязи с окружающей средой, как природной, так и человеческой. При этом с самого рождения человека его биологическая составляющая находится под постоянным воздействием общества, т.е. совершенствуется в социокультурной среде, среди равных себе и следовательно можно констатировать, что «человек есть существо социальное». Другими словами, человек формируется в обществе и, следовательно, условиями существования человеческого общества выступают прежде всего условия социальные.
В процессе человеческого производства индивид стремился к обеспечению стабильного окружения для своего поведения. Возникновению, поддержанию и передаче социального порядка предшествовали процессы «опривычивания». Любое действие, которое часто повторялось, становилось затем образцом, осознавалось как образец, и могло быть совершено в будущем тем же самым образом и с тем же практически усилием. Исследуя данный вопрос, П. Бергер и Г. Лукман пришли к весьма важным выводам: «...общество существует лишь в той мере, в какой индивиды осознают его; индивидуальное сознание социально детерминировано» . На ранней стадии развития общества данное поведение соответствовало правовому поведению,
праву в целом, которое формировалось одновременно как специфический социальный язык и как универсальная форма социального взаимодействия и носила специфический характер.
В родовом обществе поведением членов общества управляет не система законов, а обычай, причем, спорные вопросы возникают по поводу тех или иных ситуаций чрезвычайно редко.
На процесс нормогенеза в первобытную эпоху существенное влияние оказывает то обстоятельство, что у человека как биосоциального существа сохраняются и продолжают действовать определенные биологические инстинкты, влечения, позывы, реакции и т.д.