Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Физическая культура и спорт занимают одно из важнейших мест в сфере профилактической и коррекционной работы с ребенком. Тут можно выделить сразу несколько сфер приложения сил: в первую очередь, это физкультура как непосредственно средство оздоровления и вовлечения ребенка в ЗОЖ, одновременно, это и способ его социализации, включения в коллектив через совместную деятельность, командные игры. Кроме того, физическая культура и спорт работают на сферу организации детского досуга – создают возможно отвлечь ребенка от времяпрепровождения в уличной компании и включить в более здоровую среду сверстников, занимающихся спортом, в область надзора педагога.
Виды профилактической работы в рамках физкультуры и спорта
Говоря о профилактической работе в области спорта, мы можем отметить две основных детерминанты. Во-первых, это непосредственно физическое состояние ребенка и его образ жизни, физическая подготовленность и участие в спортивной жизни.
Важным этапом профилактической работы следует считать вовлечение учащихся в спортивную деятельность, при этом необходимо учитывать мотивы прихода в секцию, отрицательные наклонности, положительные качества, на которые следует опираться в воспитательной работе. Участие в спортивном объединении, успехи в этой области могут стать дополнительным мотиватором для учащегося в области соблюдения дисциплины, поддержания ЗОЖ [2, 7].
Во-вторых, спорт дает возможность коррекции психоэмоционального состояния, дает возможность снять психологическое напряжение, перевести агрессию в конструктивное русло и выразить ее, научиться здоровой конкуренции со сверстниками, соблюдению правил социального взаимодействия. Кроме того, это сфера межличностных отношений, где ребенок может разделить свои интересы с другими учащимися, почувствовать принятие группой, включенность в коллектив со схожими устремлениями, завести дружеские отношения.
Основной задачей здесь является создание ситуации успеха без ущерба для необходимой физической нагрузки. С одной стороны, ребенок должен выполнять индивидуальные нормативы и развиваться физически, а также действовать на благо развития команды, если речь идет о командном спорте. С другой, задачи должны ставиться так, чтобы они были достижимы для ребенка, и чтобы он испытывал чувство достижения результата, повышения спортивных способностей, получал позитивные эмоции, которые в дальнейшем подкрепят желание заниматься физической культурой [3, 71].
Занятия физической культурой и спортом – это возможность включиться в социальное взаимодействие и благодаря своим успехам опять же создать у себя положительную самооценку, позитивный образ «Я»: я востребован в команде, я могу справляться с задачами не хуже остальных, я побеждаю в спортивных соревнованиях, являюсь часть коллектива, спортивного сообщества, я могу поддерживать образ жизни, который поможет мне добиться успеха в спорте.
В самом общем смысле можно выделить следующие виды профилактической работы:
1. Просветительская деятельность. Это информирование учащихся о ценностях здорового образа жизни и спортивных ценностях. Она может вестись в разных формах: информационные стенды, лекционные часы, индивидуальные беседы с учащимися. Здесь может быть рассмотрен широкий спектр вопросов, от самодисциплины и спортивных правил до отказа от вредных привычек и асоциального поведения. Происходит разработка информационных материалов по самой широкой тематике, исходя из актуального запроса.
2. Организация досуга. Предполагает уменьшение явления безнадзорности детей, которое приводит к приобщению к вредным привычкам и асоциальному образу жизни. Досуг организуется в форме спортивных секций и соревнований во внеурочное время.
3. Социализация учащихся в совместной деятельности. Здесь речь идет и о командном взаимодействии в тренировочной и соревновательной деятельности, и о возможности привлекать детей к решению несложных организационных вопросов. Например, помочь педагогу в организации соревнований для более младших учащихся. Велико воздействие коллектива на спортсмена – под влиянием мнений других членов команды он может изменить свой образ жизни.
4. Соревновательная деятельность. Участие в соревнованиях мотивирует к повышению уровня спортивного мастерства, повышает самооценку участника, создает для него видимые перспективы развития, альтернативу для асоциального поведения и вредных привычек. Соревнования формируют чувство гордости за свою команду, спортивный клуб, населенный пункт, стремление презентовать себя в лучшем свете.
5. Мониторинг эффективности работы. Позволяет разрешить две задачи: увидеть, какие позитивные результаты дает проводимая воспитательная работа и выявить наиболее острые проблемы, на которые необходимо обратить внимание. Для разных групп учащихся это могут быть совершенно разные проблемы.
Заключение
Жизненный опыт показывает, что физическая культура и спорт, являясь превентивными средствами поддержания и укрепления здоровья, в силах обеспечивать профилактику не только различных заболеваний и вредных привычек, но и асоциального поведения молодежи, вследствие чего – снижать уровень преступности среди подростков.
Дети группы риска, как правило, считают, что они могут многое, но столкнувшись с ежедневными тренировками, начинают понимать, что спортивные достижения легко не даются – они требуют много сил и времени. Старшие ребята дисциплинируют младших, помогают в тренировках и своим личным примером мотивируют к дисциплине, создавая ситуацию успеха на занятиях физкультурой и спортом. У такого ученика формируется заинтересованность в дополнительных занятиях физкультурой и спортом, что опять же является профилактикой отклоняющегося и асоциального поведения учащихся, отвлечением их от улицы, меняет их окружение.
Фрагмент для ознакомления
3
Использованная литература
1. Боярская Л. А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 120 с.
2. Гришанова О.С. Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения: учебно-методическое пособие. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. – 80 с.
3. Дзреян Е.Т. Спорт как метод профилактики асоциального поведения молодежи // Наука-2020, № 3 (9), 2016, с. 70-73.
4. Кермощук А.Б. Профилактика правонарушений несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, № 9-1, 2012, с. 153-156.
5. Соломченко М. А., Гэрбачева О. А., Филатов Е. Н. Средства физической культуры как профилактика асоциальных поведений среди подростков в общеобразовательной школе // Наука-2020, № 1 (7), 2016, с. 28-32.