Фрагмент для ознакомления
2
1.в языкознании слово «функция» обычно употребляется в смысле «производимая работа», «назначение», «роль». первейшая функция языка коммуникативная, сооветсвенно можно сформулировать понятие язык как орудие общения, обмен мыслями. с коммуникативной функцией неразрывно связана его вторая центральная функция мыслеобразующая, еще в первой половине 19 века Вильгельм Гумбольдт сформулировал понятие языка как образующий орган мысли.
Кроме того, язык может рассматриваться как орудие (средство) обработки информации (гносеологическая функция), хранения и передачи опыта следующим поколениям (аккумулятивная функция), выражения эмоций (экспрессивная, или эмотивная функция), привлечения и удержания внимания собеседника (фатическая, или контактоустанавливающая функция), управления поведением человека (волитивная функция, частным случаем которой является суггестивная функция – управление поведением человека без рациональных доводов), художественного осмысления мира (эстетическая функция), самоописания (метаязыковая функция).
2. разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром. под речью современнное языкознание понимает не только устную речь, но также и речь пистменную. в широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», то есть мышление с помощью языковых средств (слов и т.д.), осуществляемое «про себя», без произнесения вслух. яхык того или иного коллектива это система элементов, которыми распоряжжается данный коллектив – единиц разных ярусов (слов, значащих частей слова и т.д.)
3. Термин «уровень языка» появился в 60-е годы. Его ввел французский лингвистЭмиль Бенвенист Уровни бывают двух видов: основные и промежуточные(дополнительные) Основных уровней 4:Фонетический Морфологический Лексический Синтаксический
Некоторые лингвисты выделяют еще 2 уровня:
1. предельно низкий уровень (уровень различительных/дифференциальных признаков фонемы –меризмы(мягкость/твердость))
2. предельно высокий уровень (уровень текста. Текста не существует как языковой единицы. Текст существует, только как речевая единица)
Промежуточные уровни:
1. морфонологический уровень (морфофонема-недоморфема, у нее не хватает значения. Например, соединительные о и е)
2. фразеологический (фразеологизм)
3. словообразовательный (производное слово)
На каждом уровне есть своя единицы. Эта единица существует в двух разновидностях: как единица языка и как единица речи. Языковые единицы – это абстракция, некая модель, ее нельзя произнести. Языковая единица потенциальна, так как у нее бесчисленное множество речевых аналогов. Однако она имеет свой речевой аналог, т.е. речевую единицу – конкретная речевая практика со смыслом, в живой речи.
На фонологическомуровне единицей языка являетсяфонема(сигнальная функция), а ее речевым вариантом являетсяфон/аллофон/звук. Фонема выполняетсмыслоразличительную функцию, онасама значения не имеет.
На морфологическомуровне единицей языка являетсяморфема (строевая функция), а ее речевой вариант –морф/алломорф.
Лексическийуровень –лексема(номинативная функция) Речевая единица –слово.
Синтаксическийуровень --предложение(коммуникативная функция), речевая единица –фраза или высказывание.
4. математика, высшая, точная, царица наук
5. Внутренние причины развития языка (Серебренников):