Фрагмент для ознакомления
2
Определение трудной жизненной ситуации
Детипредставляют собойсамую слабуюиуязвимуючастьсоциума, так как всеполитические,экономическиепроблемыобщества,преждевсего,оказывают влияние на жизньребенка.Одновременно детство характеризуется своими собственнымипроблемами,которые нуждаютсявсрочномрешении. К данного рода проблемам относятся различные аспектыохраныздоровьяиправматеринства,созданияблагоприятныхусловийфизическогоидуховногоразвития личности.Отреализацииданныхусловийзависитбудущеегосударства и человеческого общества в целом [1,с.58].
Наибольшийрискпопастьвтруднуюжизненнуюситуациюсуществуетудетейизсемейгруппыриска.
Труднаяжизненнаяситуацияпредставляетсобойситуацию,котораяобъективнонарушаетжизнедеятельностьчеловека(инвалидность,неспособностьксамообслуживаниювсвязиспреклоннымвозрастом,болезнь,сиротство,безнадзорность,малообеспеченность,безработица,отсутствиеопределенногоместажительства,конфликтыижестокоеобращениевсемье,одиночествоит.д.),которуюневозможносамостоятельнопреодолеть.
Вст.1ФедеральногозаконаРоссийскойФедерацииот24июля1998года№124-Ф3«ОбосновныхгарантияхправребенкаРоссийскойФедерации»представленаформулировкатипичныхтрудныхжизненныхситуацийдляребенка[10]:
дети,которыеосталисьбезпопеченияродителей;
дети-инвалиды;
детиснедостаткамивпсихическоми(или)физическомразвитии;
дети,ставшиежертвамивооруженныхимежнациональныхконфликтов,экологическихитехногенныхкатастроф,стихийныхбедствий;
дети,проживающиевсемьяхбеженцевивынужденныхпереселенцев;
дети,которыеоказалисьвэкстремальныхусловиях;
дети,ставшиежертваминасилия;
дети,которыеотбываютнаказаниеввиделишениясвободыввоспитательныхколониях;
дети,проживающиевспециальныхучебно-воспитательныхучреждениях;
детиизмалоимущихсемей;
детиотклоняющимсяповедением;
дети,жизнедеятельностькоторыхявляетсяобъективнонарушеннойвсилуобстоятельств,которыеневозможнопреодолетьсамостоятельнолибоприподдержкесемьи.
Ксередине90-хгодовсталиочевиднымиосновныетенденциивпроблеме«детей,оказавшихсявтруднойжизненнойситуации».Перваятенденциязаключаетсявтом,чтоувеличилосьипродолжаетувеличиватьсяколичестводетей,которыхможноотнестиккатегориипотенциальныхсирот,детейснеопределённымсоциальнымстатусом.
Процесссоциально-педагогическойдиагностикисемейгруппырисказанимаетдостаточнодлительноевремя.Процесссбораданныхипониманияпроблемсемьикакникакойдругойзависитоттого,какскладываютсяотношениямеждучленамисемьиисоциальнымпедагогом.Обычнохорошийконтактформируетсяскаким-тооднимили,вкрайнемслучае,сдвумялюдьми.Другойфактор,которыйчастовлияетнаконтакт,-вприсутствиикоговедутсярасспросы.Трудносформироватьконтактсродителями,еслипредставительсоциальнойслужбышколырассматриваетсяимикакчеловек,выполняющийоценочныеинаказующие,анепомогающиефункциипоотношениюксемье[4,с.140].
Диагностикапроблемсемьиподразумеваетцеленаправленноеисследованиенетолькосоциальныхипсихологическихпроблемсемьи,атакжесемейныхотношений,динамикиразвитиянеблагополучияит.д.Практикапоказывает,чтоводнихитехжесоциальныхдажеоченьтяжелыхусловияходнилюдисправляютсясвоспитаниемребенка,другие–нет.
Диагностикапозволяетпонять,счемнесправляетсясемьяивкакомнаправленииейнужнопомогать,какиеунееестьресурсы.Отдельноевниманиеуделяетсяисследованиюположенияребенкавсемьеиегопроблемипотребностей.
Основнымиметодамисбораинформациивходеработыявляются:
−беседа(интервью)сребенком;
−беседаслюдьми,имеющимиотношениекребенку;
−составлениегенограмм,социокарт;
−наблюдение.
Беседа–этоличнаявстречаслюдьми,которыемогутиметьинформациюосемье,еепотребностяхисильныхсторонах,атакжеинформациюпосутизаявления.
Книмотносятсяблизкиеидальниеродственники,соседи,специалисты,ранееработающиессемьей,исотрудникишколы.Специалистдолжентакжепровестибеседусовсеми,кторасполагаетинформациейпосути«сигнала».
Рекомендуетсяследующийпорядокпроведениябеседысцельюсбораинформации[6,с.60]:
−беседасребенком,предположительноставшимжертвойжестокогообращения,неудовлетворенияосновныхжизненныхпотребностей;
−беседасдругимидетьми,проживающимиилинаходящимисявдоме;
−беседасродителемиливоспитателем,противкоторогоневыдвигаютсяобвинениявжестокомобращениисребенком,неудовлетворенииосновныхжизненныхпотребностей;
Фрагмент для ознакомления
3
1. ВасилевскаяК.Н.Труднаяжизненнаяситуация:проблемаопределенияидиагностики/К.Н.Василевская//Социальныетехнологии,исследования.–2014.–№1.–С.57-60.
2. ВежинЕ.Помощьдетям,находящимсявтруднойжизненнойситуации/Е.Вежин//Социальнаяпедагогика.–2013.–№1.–С.82-97.
3. ГейтцИ.В.Гарантии,социальнаязащитаиподдержканаселениявРоссийскойФедерации/И.В.Гейтц.–М.:Делоисервис,2015.–640с.
4. ГригорьеваИ.А.Теорияипрактикасоциальнойработы:учебник/И.А.Григорьева,В.Н.Келасьев.–СПб.:СПбГУ,2014.–536с.
5. ИвановаВ.Профилактикаотклоняющегосяповеденияподростков/В.Иванова//Социальнаяпедагогика.–2015.–№1.–С.52.
6. ПевцоваЕ.Отчегозащищатьребенка/Е.Певцова//Воспитательнаяработавшколе–№7.–2016.–С.60-62.
7. РожковМ.И.Воспитательнаяработаизагородномоздоровительномцентресдетьми,оказавшимисявтрудныхжизненныхситуациях:Методическиерекомендации.-Ярославль,2017.-60с.
8. СластенинВ.А.Педагогика:учеб.Пособиедлястудентовпед.учеб.заведений/В.А.Сластенин,И.Ф.Исаев,А.И.Мищенко,Е..Н.Шиянов.–М.:Школа-Пресс,2014.–214с.
9. НиколаюкИ.В.Поддержкадетей,находящихсявтруднойжизненнойситуации:Учебно-методическоепособиедляспециалистов,работающихвсфересоциальнойзащитыисферыобразования/авт.И.В.Николаюк,Т.В.Лучкина,З.ДПояркова,Т.К.Клименко.Экспресс-типография.–Чита,2010.–124с.
10. Федеральныйзакон«ОбосновныхгарантияхправребенкавРоссийскойФедерации»от24.07.1998№124-ФЗ(ред.от28.12.2016N465-ФЗ)/КонсультантПлюс.