Фрагмент для ознакомления
1
Тема: Методология, методы и инструменты анализа и прогнозирования цен на продовольственные товары (молоко, сыр, творог)
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ, МЕТОДОВ АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ ЦЕН 5
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЦЕН 5
1.2 МЕТОДИКА И МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЦЕН 6
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ В РФ 12
2.1 АНАЛИЗ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ В РФ 12
2.2 МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЦЕН 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В рыночной экономике цены взаимосвязаны со многими сторонами жизни общества.
Уровень цен оказывает серьезное влияние на решение социальных проблем населения, на деятельность предприятий и в целом на укрепление финансовой системы страны.
Поэтому анализ состояния и динамики цен на товары и услуги имеет больше практическое значение.
Следует отметить, что цена представляет собой не только одну из важнейших экономических категорий, но и одну из самых сложных, что обусловливает её изучение различными науками.
В условиях введения антироссийских санкций со стороны западных стран усиливает актуальность изучения данной проблемы.
Цель - теоретическое и практическое исследование уровня цен на продовольственные товары.
В рамках поставленной цели ставились задачи:
- изучить понятие цены и ее виды;
- определить методику и методы анализа цен;
- проанализировать уровень и динамику цен на продовольственные товары;
- определить методы прогнозирования цен.
Объект исследования – Российская Федерация.
Предмет исследования – цены на продовольственные товары.
Теоретической, методической, информационной основой для написания работы послужили труды отечественных ученых, данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики.
В качестве методов исследования в работе применялись экономико-статистические методы: наблюдения, группировки, исчисления абсолютных и относительных показателей, наглядного отображения информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы.
В первой главе «Теоретические аспекты методологии, методов анализа и планирования цен» определено понятие «цена», приведена классификация цен, а также показатели, характеризующие уровень и динамику цен.
Во второй главе «Современное состояние цен на продовольственные товары в РФ» проанализированы уровень и динамика цен на продовольственные товары, приведены методы прогнозирования цен.
В заключении приведены выводы, содержащиеся во всех разделах работы.
Список использованной литературы насчитывает 11 наименований, работа включает 4 приложения.
Глава 1 Теоретические аспекты методологии, методов анализа и планирования цен
1.1 Понятие и виды цен
Для определения методов и методологии анализа цен, необходимо, прежде всего, определить само понятие.
Несмотря на длительное изучение цены, в настоящее время в экономической науке выделяют различные подходы к её трактовке.
Английская классическая политическая экономия, в рамках трудовой теории стоимости утверждала, что в основе цены лежит стоимость, созданная трудом. [Ценообразование, с. 14]
Продолжением трудовой теории была теория К. Маркса, утверждавшая, что цена есть стоимость товара, выраженная в деньгах. [Ценообразование, с. 14]
В соответствии с теорией факторов производства, стоимость создается такими факторами производства, как земля, труд и капитал, соответственно и цена есть следствие их соединения.
Далее появляется теория предельной полезности, в соответствии с которой цена определяется полезностью для потребителя и эта полезность есть ни что иное как его субъективные представления.
Развитие подходов к пониманию цены с точки зрения полезности или стоимости (затрат) обусловило появление теории спроса и предложения. Основоположником считают английского экономиста А. Маршала. Суть подхода заключается в том, что цена определяется, главным образом, соотношением рыночного спроса и предложения на данный товар.
В современной отечественной литературе под ценой понимается денежное выражение стоимости единицы товара или услуги (в национальной или международной валюте).
Сложность экономической категории «цена» и множество видов цен определяют необходимость их группировки по различным признакам.
Существуют различные группировки цен, одна из которых приведена в приложении 1.
В отечественной статистике различают также цены:
- производителей включают цены на промышленную, сельскохозяйственную и другую продукцию;
- цены на потребительские товары.
Таким образом, по разделу можно сделать вывод.
Цена представляет собой стоимость единицы товара или услуги, выраженная в деньгах, т.е. в национальной или международной валюте денежной единице.
В экономической литературе цены группируют по различным признакам, в том числе по времени действия, степени регулирования, по характеру обслуживаемого оборота и другим.
1.2 Методика и методы анализа цен
Под методикой анализа понимают определение логической последовательности отдельных направлений анализа и установление связи между ними.
Выбор методики анализа зависит от особенностей исследуемого объекта, а результатом является выделение основных направлений анализа и показателей с указанием способа их расчета.
Отметим, что каждый автор разрабатывает свою методику анализа социально-экономических процессов.
Любое статистическое исследование, как показывают данные таблицы 1, состоит из трёх этапов, на каждом из которых используется свой метод.
В задачи статистики цен входит:
- наблюдение за ценами и их измерение;
- анализ уровня и динамики по товарным рынкам и регионам;
- изучение соотношений цен на различные товары и услуги;
- анализ факторов, влияющих на уровень цен и их изменение;
- изучение инфляционных процессов.
Таблица 1 - Этапы статистического исследования и применяемые методы
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Официальные документы
1. «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» [Электронный ресурс] федер. закон от 29.11.2007 г. № 282-ФЗ Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
Книги, статьи, монографии на русском языке
2. Балдин К.В. Общая теория статистики: Учебное пособие /К.В. Балдин, А.В. Рукосуев. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 312 с.
3. Герасимова Е.Б. Анализ деятельности экономических субъектов: учебник /Е.Б. Герасимова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 318 с.
4. Долгова В.Н. Теория статистики: учебник и практикум для академического бакалавриата /В.Н. Долгова, Т.Ю. Медведева. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 245 с.
5. Статистика: учебник /В.В. Глинский, В.Г. Ионин В.Г., Л.К. Серга [и др].; Под ред. В.Г. Ионина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 355 с.
6. Ценообразование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры /под ред. Т.Г. Касьяненко. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 437 с.
7. Экономическая статистика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. /Под ред. проф. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 736 с.
8. Экономический анализ: учебник /А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарылгасова, О.Г. Карпович [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Е. Суглобова. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. – 439 с.
Интернет-ресурсы
9. Официальная статистическая методология наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен (Приказ Росстата от 22.07.2022 № 512) Росстат /https://rosstat.gov.ru/statistics/price/methodology (дата обращения 06.02.2023 г.).
10. Средние потребительские цены на отдельные виды товаров и услуг по Российской Федерации (в 1991-2021 г.) Росстат /https://rosstat.gov.ru/statistics/price (дата обращения 06.02.2023 г.).
11. Средние потребительские цены на отдельные виды товаров и услуг по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации и обследуемым городам (в 2022 г.) Росстат /https://rosstat.gov.ru/statistics/price (дата обращения 06.02.2023 г.).