Фрагмент для ознакомления
2
«АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА» В ТАБЛИЦАХ:
ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
Разработан подход к созданию и использованию таблиц по нервной системе, отражающих специфику «Анато-
мии человека» и особенности ее изучения на практических занятиях в медицинском вузе.
Специфика учебного предмета «Анатомия человека» и методики его преподавания в медицинском вузе предопре- деляет особенности функций таблиц как средств обучения (их направленность на формирование учебно-исследова- тельских навыков), содержания (высокий научный уровень информации, повышенной трудности анатомический ма- териал), методикой организации изучения (более широкое использование заданий исследовательского характера); в комплекте таблиц для практических занятий большое место занимают средства обучения, ориентированные на самостоятельную работу студентов-медиков; комплексное использование средств обучения на практических за- нятиях по анатомии человека помогает повысить уровень подготовки студентов, формировать у них клиническое мышление с первого курса.
Ключевые слова: «Анатомия человека», нервная система, средства обучения, таблицы.
(1)ачество работы врача, несомненно, во многом определяется его подготовкой; огромные резервы для значительного улучшения ее кроются непосредственно в учебном процессе в медицинском вузе [3]. Анатомия всегда была краеугольным камнем в медицинском образо- вании. Неоспоримым фактом является то, что все- стороннее знание анатомии играет важную роль в правильном понимании любой другой отрасли медицины, в процессе подготовки медицинских специалистов и обеспечения безопасной медицин-
ской практики [7]. Новое знание, авторы определяют актуальность работы
(2)Преподавание «Анатомии человека» осущест- вляется с помощью двух основных форм вузовской работы, причем практические занятия занимают в учебном процессе центральное место [9]. В результате правильной организации практических занятий углубляется теоретическая подготовка студентов; воспитывается научный подход к ана- томическим проблемам; формируются навыки исследовательского, углубленного анализа анато- мических явлений с использованием различных научно-исследовательских методов; происходит активная подготовка студентов к будущей работе врача. Кроме того, практические занятия являются хорошей школой для последующего выполнения
студентами курсовых работ по клиническим дис- циплинам, а также при подготовке докладов для выступления на научных конференциях. Старое знание, так как основы преподавания анатомии изучены еще другими авторами.
(3)Успешной реализации указанных выше задач способствует решение многоаспектных задач на каждом занятии; наличие заранее разработанных программ, в которых определены компетенции, темы, цели и задачи каждого занятия, система учебных средств, используемых в процессе преподавания; виды самостоятельной работы студентов и формы контроля; наличие планов-заданий для студентов, определяющих систему их самостоятельной работы, формы контроля и отчетности; наличие специальных аудиторий, оснащенных всеми необходимыми средствами обучения, отражающими специфику практических занятий по
«Анатомии человека»; ориентация на перспективу дальнейшей работы студента медицинского вуза – будущего врача. Новое знание, предполагает определение научной значимости работы.
(4)Учебные таблицы по анатомии человека – наи- более распространенное, эффективное средство обучения, реализующее зрительную наглядность. Принцип наглядности, сформулированный еще Я.А. Коменским в ХVII в., и в настоящее время остается важнейшим принципом дидактики, ко- торый реализуется в процессе преподавания с по-
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
мощью наглядных средств обучения (макетов, моделей, таблиц и т.д.), обеспечивающих «форми- рование у обучающихся наглядных психических образов, т.е. образов, доступных и понятных для них» [2]. Старое знание, имеется ссылка на труды автора.
(5)Исследователи указывают на прямую связь между количеством органов, принимающих уча- стие в восприятии какого-нибудь впечатления, и прочностью закрепления информации в нашей памяти [1]. Это понятно: все органы чувств чело- века взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновре- менно с помощью зрения и слуха, то она воспри- нимается более обостренно по сравнению с той ин- формацией, которая поступает только посредством зрения или только посредством слуха [6]. Старое знание, авторы ссылаются на мнение исследователей.
(6)Ввиду того что компонентами учебных таблиц являются знания вместе с формой их изображения, в процессе создания названных средств обучения мы прежде всего уточнили, какое содержание нуж- но отобрать для таблицы и как оно должно быть передано, чтобы при этом учитывались возмож- ности познавательной деятельности обучаемых, восприятия, осмысления и удержания знаний. Кроме того, нами были исследованы особенности восприятия различных участков таблицы с целью определения наилучшего расположения на ней объектов, так как основой любой системы являет- ся ее структура.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Зефиров Т.Л., Зиятдинова Н.И., Купцова А.М. Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков. – Казань: КФУ, 2015. – 40 с.
2. Осмоловская И.М. Наглядные методы обуче- ния. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
3. Ризаева Н.А. Диагностика и формирование мотивации у будущих врачей при изучении учеб- ной дисциплины "Анатомия человека" / Н.А. Ри- заева, О.М. Коломиец, В.Н. Николенко и др. // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 1 (74). – С. 308–311.
4. Сапин М.Р. Анатомия человека. В двух то- мах. Т. 2. / М.Р. Сапин, В.Я. Бочаров, Д.Б. Ники- тюк и др.; под ред. М.Р. Сапина. – М.: Медицина, 2001. – 640 с.
5. Cапин М.Р. Атлас анатомии человека: В 3-х т. Т. 3. – М.: Медицина, 2008. – 252 с.
6. Смирнов А.А. Произвольное и непроизволь- ное запоминание // Психология памяти. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 656 с.
7. Benly P. Teaching Methodologieson Anatomy – A Review // J. Pharm. Sci. &Res. – 2014. – Vol. 6 (6). – P. 242–243.
8. Losco C. Dominique. Effective methods of teaching and learning in anatomy as a basic science: A BEME systematic review: BEME guide /
C. Dominique Losco, William D. Grant, Anthony Armson, Amanda J. Meyer, Bruce F. Walker // Journal Medical Teacher. – 2017. – Vol. 39. – № 44. – Р. 1–10.
9. Graham HJ. Patient confidentiality: implications for teaching in undergraduate medical education // Clin Anat. – 2006. – № 19 (5). – Р. 448–455.
10. Pallab K. Ganguly Teaching and learning of anatomy in the 21st century: direction and the strategies // The Open Medical Education Journal. – 2010. – № 3. – P. 5–10.