Фрагмент для ознакомления
2
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта
Характеристика Описание
Авторы Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева
Предназначение Детям 0-4 года и детям с умственными и физическими нарушениями с уровнем познавательного развития 0-4 года
Кто может применять Специалист, родители
Навыки Общая и тонка моторика, общение и восприятие речи, самообслуживание и социальные навыки
Цель Подготовка детей к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении
Анкеты KID-R (до 16 мес) и RCDI-2000 (от 14 мес до 3,5 лет) запрашивают одинаковую аналитическую информацию, основанную на анамнезе родов и оценке социально-бытовых условий, в которых растёт ребенок. Шкалы M-CHAT (от 16 до 30 мес) и LittlEARS (от рождения до 2 лет) оценивают когнитивные способности ребёнка. Первая способы коммуникации и взаимодействия. Вторая слухо-речевое развитие.
Проблемная ситуация 4
1.Расстройство аутического спектра.
Диагностические процедуры - 1 этапа:
1 этап. Скрининг: быстрый сбор информации о социально-коммуникативном развитии ребенка для выделения группы специфического риска из общей популяции детей, оценки их потребности в дальнейшей углубленной диагностике и оказании необходимой коррекционной помощи (без точной их квалификации) с опорой на основные индикаторы аутистических расстройств в детстве. Опросник ADOS-2.
2 этап. Диагностика и дифференциальная диагностика аутизма проводится врачом-психиатром и включает психиатрическое исследование. Анамнез собирается путем расспроса законного представителя ребенка, самого ребенка (если позволяет уровень психического развития пациента), изучения медицинской документации, характеристик из дошкольных учреждений, коррекционных центров, школ, выявляются клинические факты, определяющие психическое состояние пациента. Расспрос должен проводиться в атмосфере доверительности и непринужденности, максимально исключающей постороннее вмешательство и любые другие отвлекающие факторы. Задаваемые вопросы должны быть по возможности краткими, простыми, однозначными и понятными пациенту. Анамнестические сведения собираются, как правило, от прошлого к настоящему. В зависимости от возраста пациента и его пожеланий сбор информации производится в присутствии или отсутствии родителей.
Целью сбора анамнеза является получение данных:
• о наследственной отягощенности психическими заболеваниями;
• акушерско-гинекологического анамнеза матери, состояния ее здоровья до беременности и в период беременности (наличие сердечно-сосудистых заболеваний и др.), сведения о патогенных биологических воздействиях в периоде внутриутробного и перинатального развития пациента, перенесенных заболеваниях и экзогенных вредностей постнатального периода;
• о преморбидных особенностях личности пациента, особенностях его развития, перенесенных экзогенных вредностях, особенностях реагирования на стрессовые ситуации, психических травмах:
Лабораторные исследования: ЭЭГ, лейкоцитарная эластаза, функциональная активность альфа1-протеиназных ингибиторов, С-реактивный белок, антитела к ФРН и основному белку миелина.
Поставить закладку
К дополнительным методам обследования относятся лабораторные:
1) клинического и биохимического анализов крови (в том числе показатели глюкозы, аланинаминотрансферазы, аспартатаминотрансферазы, щелочной фосфатазы; тимоловой пробы) для контроля фармакотерапии - 2 раза в год;
2) клинического анализа мочи;
3) электрокардиография - для контроля деятельности сердечно-сосудистой системы.
2. Программа TEACCH основывается на следующих принципах.
Упражнение: Дети плохо различают право, лево, верх, низ в пространстве листа бумаги, заходят при раскрашивании за края рисунка на стол, с трудом заштриховывают образец в пределах контура рисунка. Особенно трудно дается рисование форм, будущих элементов букв. Для преодоления этого сначала используется напольная живопись, затем - большой лист бумаги и только потом - лист определенного формата. Параллельно проводится специальный массаж для укрепления мышц кисти, развития нажима и др.