Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Деятельность государства разнообразна, для нее характерны самые разные проявления, влияющие на окружающий мир. Это объясняется разнообразием целей и задач, решаемых государством, его органами, общими и частными методами и методами осуществления государственной власти.
Социальная сущность государства определяется как сильно и политически организованное общество, как объединение множества людей, подчиняющихся законам, или как их объединение, целостность которого создается государственными властными структурами в стране.
Дифференцируют следующие виды политики государства в отношении регулирования экономики:
1) Антициклическая политика (нацелена на поддержание определенных темпов роста экономики);
2) Научно-техническая и инновационная политика (государство направлено на развитие науки и техники, обеспечение научных приоритетов, внедрение научных результатов в производство);
3) Фискальная (бюджетно-налоговая) политика (определение источников финансирования казны, налоговая система, государственный бюджет);
4) Кредитно-денежная (монетарная) политика (государственное обеспечение нужным денежным количеством, регулирование кредитного и денежного рынков);
5) Внешнеэкономическая политика государства (аспекты внешней торговли, контроль миграции);
6) Социальная политика.
Целью данной работы является рассмотрение модели социальной политики России.
1 Основные тенденции социальной политики государства в контексте конституционной реформы 2020 года
В настоящее время особое внимание как научного сообщества, так и всей прогрессивной общественности направлено на взаимоотношения государства и общества. От уровня этого взаимоотношения зависит не только качество жизни общества. Само существование государства невозможно без его тесной взаимосвязи с обществом и опорой на него. «От широты социальной базы государства, активности общества при его поддержке зависят устойчивость, сила и мощь государства, способность решать встающие перед ним задачи» .
Так, еще «с начала зарождения и развития человеческой цивилизации протекал процесс сращивания отдельных групп индивидуумов в устойчивое социокультурное образование – общество», для которого «связующим элементом, приведшим к созданию первичного антропогенного социума, явилась культура» . При этом общество – «эта сложная саморазвивающаяся система связей людей», представляющее собой «внутренне противоречивый организм».
Устранять противоречия внутри общества и регулировать возникающие в нем разногласия способна лишь особая система социальных норм, именуемая «правом», и специальный институт организации политической власти в обществе, именуемый «государством» .
Так, рассматривая современную правовую политику российского государства, следует отметить, что она ориентирована на социализацию жизни российского общества. А, правовые основы социальной политики государства, заложенные в Конституции России, направлены «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (часть 1 статьи 7).
На практике это проявляется в том, государство осуществляет защиту материнства и детства, гарантирует социальное обеспечение «по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (часть 1 статьи 38 и часть 1 статьи 39).
Кроме этого, государство берет на себя обязательства по обеспечению указанных гарантий в социальной сфере (часть 1 статьи 45).
Помимо этого, в 2020 году в Конституцию России внесен ряд изменений, затрагивающих дальнейшее развитие социальной политики государства, как за счет возложения на институты государственной власти дополнительных обязанностей (пункты «в» и «в.2» статьи 114), так и упрочение самой системы публичной власти.
Например, «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики России и приоритетных направлений социально-экономического развития государства» формируется Государственный Совет Российской Федерации (пункт «е.5» статьи 83) .
В свою очередь, объективную оценку основных тенденций социальной политики государства можно дать только во взаимосвязи с правовой культурой всего российского общества.
Анализируя новую редакцию Конституции России, следует отметить, что в ней нашли свое место как изменения, затрагивающие новое понимание ряда социокультурных явлений общественной жизни, так и изменения, способные качественно изменить социальную политику всего государства, к ним, относятся следующие изменения:
Во-первых, впервые введены понятия «культура как уникального наследие ее многонационального народа» и «общество», ранее указанная категория трактовалось как «народ» или «многонациональный народ» (части 1 и 2 статьи 3, часть 4 статьи 67 и пункт «м» статьи 71).
Во-вторых, впервые ставится вопрос создания условий «для взаимного доверия государства и общества», организация «социального партнерства», осуществления «мер поддержки институтов гражданского общества... их участи в выработке и проведения государственной политики», «социального партнерства в сфере регулирования трудовых отношений» (статья 75.1, пункты «е.1» и «е.4» статьи 114).
В-третьих, перед Правительством Российской Федерации ставятся задачи по обеспечению проведения «социально ориентированной» государственной политики. А также перед ним ставятся задачи по обеспечению «функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни» (пункты «в» и «в.2» статьи 114).
В-четвертых, указано, что для создания «благоприятных условий жизнедеятельности населения» требуется проведения природоохранных мероприятий, «создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитание экологической культуры» (пункты «е.5» и «е.6» статьи 114).
И, в-пятых, впервые вводятся понятия «публичная власть», «организация публичной власти» и «единая система публичной власти».
Кроме этого предусматривается введение правового механизма «согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти», в том числе в вопросах «определения основных направлений...
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 08.02.2023)
2) Указ Президента РФ от 01.09.2000 г. No 1602 «О Государственном совете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. No 36. Ст. 3633.
3) Федеральный закон от 08.12.2020 г. No 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» // Российская газета. 2020.11 декабря.
4) Федеральный закон "О накопительной пенсии" от 28.12.2013 N 424-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156541/ (дата обращения 08.02.2023)
Статьи, учебники, монографии
5) Астраханцева Е. В., Роль локального регулирования трудовых и социально-обеспечительных отношений: исторический экскурс // Трудовое право в России и за рубежом. — 2022. — № 2. — С. 56-60
6) Игнатенко В. А. Основные тенденции социальной политики государства в контексте конституционной реформы 2020 года: теоретико-правовой аспект//ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: КОМПЕНСАТОРНЫЙ ПОДХОД. Материалы Международной научно-практической конференции. Том Часть 1. Красноярск, 2021. С. 32-39
7) Измайлова Д.Э., Нагучева А.З. Проблемы формирования накопительной пенсии//MODERN SCIENCE. 2021. № 5. С. 205-210
8) Коленникова О. А., Длительность поиска работы и зарплатные ожидания безработных // Народонаселение. — 2020. — № 3. — С. 169-181 :
9) Колесник А. П., Пенсионная система: перманентная реформа // Социальное и пенсионное право. — 2022. — № 2. — С. 5-10
10) Павленко А.Д. Меры социальной поддержки безработных граждан//РОССИЙСКАЯ НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Сборник статей XXXVIII международной научно-практической конференции. Том Часть 2. Москва, 2021. С. 171-172
11) Шишова И. В. К вопросу о правовом регулировании выплаты пособия по безработице//СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. сборник статей X Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 133-135